Классические архитектурные формы Русское барокко

История архитектуры

Архитектура Петербурга петровского времени. Состав мастеров. Типология жилого и культового зодчества. "Образцовые" проекты. Принципы градостроительства. Вопросы стилевого состояния. Загородные ансамбли.

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса

Пирамида Хеопса

ХЕОПС (Хуфу), египетский фараон IV династии (27 век до н. э.). Пирамида Хеопса в Гизе - крупнейшая (выс. 146,6 м) в Египте. Культуры, зародившиеся в средневековый период истории. Мусульманская культура Возникновение ислама. Мухаммед — пророк новой религии. Последователи Мухаммеда: Абу Бакр, Омар, Осман, Али. Сущность исламской религии, шариат и пять столпов ислама: шахада, салят, саум, закат и хадж. Мировоззрение мусульман. Коран — священная книга ислама. Культовая архитектура Арабского Востока. Роль орнамента. Живопись и скульптура. Литература. Естествознание и медицина. Суфизм — мистическое учение ислама. Роль мусульманства в мировой культуре.

Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. И все же ее посещение оставляет неизгладимое впечатление. Ныне существующий вход в пирамиду ведет в туннель, проделанный грабителями, который находится в 17 м от поверхности земли. Если вы подвержены клаустрофобии, лучше подождите товарищей снаружи: вам придется идти по очень узкому проходу. После развилки такой же коридор ведет в первую погребальную камеру — Большую га­лерею, находящуюся на глубине 30 м под землей. Другой коридор, идущий горизонтально, приводит во вторую погребальную камеру, названную Комнатой царицы. Большая галерея высотой более 8 м и длиной 47 м принадлежит к истинным шедеврам Египта. Ее стены постепенно сходятся кверху, причем блоки каждого ряда выступают над нижними ровно на 6 см. Протяженность ее кажется бесконечной, поскольку ее отполированные стены и пол отражают свет электрических ламп, установленных в последнее время и освещающих помещение. Благодаря этому эффекту прямоугольник входа совершенно теряется из виду.

Точное назначение этого сооружения окончательно не выяснено. Коридор приводит в царскую погребальную камеру, где и сейчас стоит саркофаг из красного гранита, без крышки. На нем нет ни украшений, ни надписей. Судя по размерам, его поместили в камеру в процессе строительства пирамиды. Его длина 2,24 м, а ширина 0,96 м. От человека, для которого он предназначался, не осталось и следа. Очень эффективная система проветривания, связывающая северную и южную стороны, позволяет освежать воздух внутри комнаты, что очень полезно во время притока туристов. Над потолком, составленным из 9 гранитных блоков, общим весом 400 т, находятся пять про­межуточных комнат, предназначенных для облегчения феноменальной нагрузки, которую должна выносить погребальная камера. Не надо забывать, что общая масса пирамиды составляет примерно 7 млн т! В самой верхней из этих камер археологи Визе и Перринг в 1837 г. обнаружили единственное, что относится к атрибутике пирамиды: написанный красной тушью картуш фараона Хуфу. Это единственная надпись, сохранившаяся во всей пирамиде. К востоку от пирамиды Хеопса находятся два углубления в форме лодок, где стояли ладьи фараона и три добавочные пирамиды: южная была местом погребения царицы Хенутсен, дочери Снофру и кровной сестры Хуфу, в средней похоронена Меритетис, а третья построена в честь матери фараона Хетеп-херсес. В связи с тем что эта грабница подверглась разграблению после смерти царицы, Хеопс приказал выстроить для своей матери тайную гробницу, вы­сеченную в скале немного севернее. Фараону настолько хорошо удалось скрыть усыпальницу царицы, что она была обнаружена только в 1925 г. амери­канским археологом Джорджем Райснером. В ней были найдены заупокойные предметы, ныне выставленные в Каирском музее.

Архитектура – порядок зданий и сооружений, образующий пространственную обстановку, удобную для жизнедеятельности людей. К архитектуре относятся как отдельные здания с их комплексами, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города. Архитектура – это и особое искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты (греческое слово аrchitеktоr означает “строитель”). Архитектор обязан соединять в единое целое пользу, прочность, красоту.

Пирамида Хафры, четвертого фараона IV династии, известного по греческим источникам под именем Хефрена, вызывает у туристов меньший интерес. Однако стоит заметить, что она ненамного уступает усыпальнице Хеопса по величине и по возрасту. Пирамида Хефрена была построена всего на 40 лет позже своей предшественницы. Первоначальная ее высота 143,5 м, и, следовательно, она была на 3,2 м ниже пирамиды Хеопса. Нынешняя высота 136,4 м, т.е. ей не хватает всего 2 м, чтобы сравняться с пирамидой Хеопса.

Пирамида Менкаура, сына Хафры и его наследника, которого греки называли Микерином, самая маленькая из больших пирамид Гизы. Первоначальная высота 66 м, нынешняя — 55,5 м, длина стороны 103,4 м. Стороны этой пирамиды снизу на одну треть облицованы гранитом и на две трети — известняковыми плитами. Часть гранитной облицовки сохранилась на северной стороне, где находится вход, которым пользуются в настоящее время и поверх которого большая брешь, пробитая при попытках мамлюков пробраться внутрь.

Обелиск Около 2400 года до н. э. в Египте появились так называемые солнечные храмы, важнейшим элементом которых является колосальный каменный обелиск, верхушка которого обливалась медью и ярко блестела на солнце, он стоял на возвышении, перед которым устраивали огромный жертвенник. Все статуи, дошедщие до наших дней, имеют однообразные неподвижные позы и услловную раскраску. Эти статуи изображают умерших в строго фронтальных позах, либо стоящими, либо сидящими на кубообразных тронах или на земле, поджав скрещенные ноги.

АКРОПОЛЬ в Афинах, укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города, знаменит своими культовыми постройками классического периода.

Правитель Афин Перикл. Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства приходится на “эпоху Перикла” – с 450 г. до н. э. по 410 г. до н. э. Архитектура того времени выступала как свидетельство победы разумной человеческой воли над природой. Так, на крутом мысе Суний в 40 км от Афин, на далеко выдвинутой в море самой восточной точке Аттики был сооружен храм бога морей Послейдона.

Колизей Амулет “Вечного города”. Если все дороги, как известно, ведут в Рим, то маршруты “Вечного города” сходятся именно в этом месте. Величественный Колизей на протяжении не одной сотни лет не только визитная карточка и главная достопримечательность, но еще и охранный амулет Рима. Эту миссию Колизею пророчествовал еще в VII веке один монах-британец, сформулировав изречение, ставшее крылатым: “Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; когда падет Рим, падет весь мир”.

В соборе Сан Марко в Венеции святые Петр, Марк, Гермагон и Николай под Христом в апсиде были выполнены греческими мозаичистами. Иконографическая программа оставалась в основном верной византийским канонам. Что касается стиля, он незначительно отличался от греческих и славянских росписей. В целом, для декоративного убранства собора Сан Марко мастера руководствовались программой, которая была в основе украшения церкви Апостолов в Константинополе. В восточном куполе - поясная фигура Христа Еммануила. Сын Божий - перед Преображением. Еммануил является также символом евангелистов. Центральный купол занимает пафосное "Вознесение". За "Вознесением" в простенках следует тема, заимствованная из западной традиции: персонификации семи Добродетелей и девяти Блаженств. По всей драматической задумке и резким контрастам композиция "Распятие" очень напоминает композицию в крипте собора в Аквилее. Последняя композиция исполнена большого драматизма. Иконописцы руководствовались в своем творчестве апокрифическими текстами, в частности Евангелием от Никодима. В "Страшном Суде" на первом плане располагается деисус с херувимами. Базилика Сант Анжело ин Формис (1072-1086) в окрестностях Капуи и ее византийская роспись не представляет точных аналогий константинопольским программам. Таким образом, программа украшения апсиды является латинской, заимствованной из восточных схем, с Христом во славе, окруженным четырьмя животными, а ниже - архангелами Михаилом, Гавриилом и Рафаэлем, аббатом Дезидерием и святым Бенедиктом. В нефе помещены евангельские эпизоды, а сцены из Ветхого Завета занимают пределы. Большая часть этих композиций напоминает каппадокийские или древнессирийские сцены. "Страшный суд" развертывается по всей западной стене. Фрески притвора, относящиеся, скорее, к к. 12 в., сопровождены надписями на греческом языке. Считается (и с полным основанием, что они выполнены константинопольскими художниками).
Петербургская архитектура 1730-40х гг. ее связь с зодчеством петровского времени. Состав мастеров, организация строительного дела. "Трактат-кодекс" архитектурной экспедиции. М.И. Земцов, П.М. Еропкин, И.К. Коробов. Соотношение градостроительной и дворцовой ветвей. Судьба базиликального храма. Петербургская архитектура середины столетия. Ф.-Б. Растрелли, С.И. Чевакинский, А.В. Квасов. Основные тенденции архитектуры барокко в Петербурге. Дворцовое, культовое и градостроительное направления. Загородные ансамбли. Барокко и рококо. Москва и Петербург. Проблема пятиглавия.
Возникновение граффити Архитектура Русское деревянное зодчество