Архитектура ренессанса Русский классицизм

История архитектуры

Академия художеств как учебное заведение и художественный центр. Выставки, аукционы. Основные постулаты академического искусства и их трансформация в России. Эстетический трактат переводной и оригинальный.

Картинка 76 из 1035

Рис. Вид сверху на Кельнский Собор

Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Второй, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.
В связи с тем, что возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

Картинка 5 из 324

Рис. Собор Шартра

Развитию готического стиля способствовали две крупные общественные силы - католическое духовенство и быстро нарождавшиеся классы торгового и ремесленного бюргерства. В архитектуре готических соборов своеобразно отражены устремления обеих сил. С одной стороны, церковь призывала отрешиться от всего земного. Отсюда дематериализация камня, превращения его в фантастический кружевной узор, таинственный полусумрак огромных залов, чтобы вызвать религиозный экстаз у прихожан. С другой стороны, смелость инженерного замысла, устремленные в небо тонкие ажурные шпили, легкий упорядоченный рисунок сводов и пучков колонн служили гордым памятником самим строителям, великолепному мастерству каменотесов, резчиков, живописцев.

Картинка 26 из 324

Рис.Фрагмент собора. Шартр.

Фигура Аполлинария и агнцы четкими силуэтами выделяются на светло-зеленом фоне условного пейзажа. Композиция, таким образом, рассчитана не на исторический показ сюжета, а на знание богословия. При полной симметрии, покое и созерцательности это искусство величаво и торжественно. Проявившиеся в равеннских мозаиках стилистические черты - утрирование пропорций, легкость, плоскостность, подчеркивание силуэта, линии, цветового пятна - станут основой дальнейшего развития Византии, цветового пятна - станут основой дальнейшего развития византийского искусства. Это направление продолжит свое существование в 7в., о чем свидетельствуют мозаики церкви Св. Дмитрия в Салониках, выполненные местными мастерами. Столичное искусство этого периода можно лишь представить по случайным памятникам, уцелевшим вдали от Константинополя. Несомненно, что в украшении храмов 6-7 вв. фигурировали не только исторические циклы, постепенно сходившие образы, приобретавшие все большее значение. Мозаики монастыря Св. Екатерины на Синае (около 565 г.) были выполнены по заказу Юстиниана константинопольскими мастерами. Высочайший класс столичного искусства проявился в технике мозаик, а их образный строй определен принадлежностью к монастырскому кругу. В конхе апсиды располагается композиция Преображения в раме их медальонов с полуфигурами апостолов и пророков. Величественная фигура Христа в сияющих одеждах, его спокойный, созерцательный лик с почти гипнотизирующим взором и вопрошающие, потрясенные апостолы полны внутренней экспрессии. Застывшая композиция передает ощущение увиденного чуда. Лики подчас напоминают античные трагические маски, но это поистине "преображенная" античность.
Увлечение греческим искусством проявилось прежде всего в обращении к ордерной системе. В то время как в греческой архитектуре ордер играл конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных целях. Большое место принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы. Колонны не могли нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений со сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняли конструктивную роль, причем чаще применялись заимствованный у греков пышный коринфский ордер и строгий тосканский, унаследованный от этрусков.
В XV в. в Италии возникает стиль ренессанс (Возрождение)