Классические архитектурные формы Русское барокко

История архитектуры

Пейзажная живопись. Ее основные представители - Ф. Алексеев, Сем. Щедрин, М. Иванов. Стилевое состояние и типология. Пейзаж и другие жанры. Бытовой жанр в русском изобразительном искусстве XVIII века. Его основные представители. Те же проблемы. Причины недостаточно развитого состояния.

Римские акведуки

Среди многочисленных инженерных сооружений Рима особенно значительны акведуки - водоводы. Открытый лоток водовода, по которому вода с гор поступала к центру города, поддерживался каменными аркадами (иногда двух- и трехъярусньми). Общая протяженность акведуков достигала 404 тыс. м.

Акведук (от лат. aqua — вода и ducere — веcти) — водовод (канал, труба) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.

Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом, рекой, дорогой. Достаточные по ширине акведуки могли также использоваться судами.

Акведуки сооружаются из камня, кирпича. Такие сооружения состоят из основания, на котором возводят каменные, опоры (обычно между ними для устойчивости помещают каменные арки), и берегового устоя, на которое укладываются трубы или устраиваются кюветы.

  Рис.Pont du Gard, Франция, древнеримский акведук, сохранившийся до наших дней, одно из наиболее посещаемых туристами мест во Франции

Хотя акведуки больше всего ассоциируются с римлянами, они были изобретены столетиями ранее на Ближнем Востоке, где Вавилоняне и Египтяне строили сложные ирригационные системы. Акведуки римского стиля использовались уже в VII столетии до н. э., когда ассирийцы строили акведук из известняка высотой 10 метров и длиной 300 метров, чтобы переносить воду поперёк долины в свою столицу, Ниневию; полная длина акведука составляла 80 километров.

Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В сам город Рим вода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров. Однако, только 47 километров из них были наземными: большинство проходило под землёй (акведук Эйфель в Германии — очень хорошо сохранившийся пример тому). Самый длинный римский акведук был построен во II столетии нашей эры, чтобы поставлять воду в Карфаген (сейчас это место находится на территории современного Туниса), его длина составляла 141 километр.

При строительстве применялись передовые строительные материалы - такие как водостойкий пуццолановый бетон.

Римские акведуки были чрезвычайно сложными сооружениями, технологически они не устарели даже через 1000 лет после падения Римской империи. Они были построены с замечательной точностью: акведук Pont du Gard в Провансе имел уклон всего 34 см на километр (1:3000), спускался всего на 17 метров по вертикали при всей его длине 50 километров.

Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через Pont du Gard проходило 20000 кубических метров воды в день. Большая часть опыта римских инженеров была потеряна во времена Тёмных Войн, и в Европе строительство акведуков практически прекратилось до XIX века. Воду часто добывали путём рытья колодцев, хотя это могло вызвать проблемы здравоохранения, когда местное водоснабжение стало загрязняться.

Древнеримский акведук в Сеговии . Фотография конца XIX века

Древнеримский акведук в Сеговии. Современное состояние.

Если греки знали только балочные перекрытия небольших пролетов из естественных материалов, то римляне создали новые конструктивные решения и строительные материалы. Это были арки, своды, купола с применением высокопрочного вяжущего материала - бетона, позволяющего перекрывать большие пролеты. Так, пролет свода базилики Максенция в Риме достигает 25,3 м, а диаметр купола римского Пантеона равен 43,5 м.

Пантеон

Картинка 13 из 1063
Рис . Пантеон.

Это замечательное куполообразное здание древнего Рима сохранилось до наших дней, пережив почти две тысячи лет истории, практически неповрежденным. Оригинальный прямоугольный храм, построенный зятем Огастуса Агриппой в 27 до н. э. был превращен в церковь, что послужило причиной его нетронутости. Однако во времена упадка, в средние века здесь был рынок, где продавали рыбу и птицу.
Пантеон состоит из шестнадцати коринфсикх колон десять метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. В интерьере как-бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра). Купол Пантеона в диаметре на 1,4 м превосходит самого большого собора Рима — Св. Петра.
Здание, которое древние Католики посвятили Пантеону (= все боги, статуи которых стоят в нишах храма), стало местом погребения первого короля Италии Виктора Эммануила.
С 1870 года здесь находится мемориал королей Италии, а также могила художника Рафаэля Санти.

Благодаря своему техническому и художественному совершенству античная архитектура греков и римлян оказала огромное влияние на развитие архитектуры более поздних эпох - итальянского Возрождения и европейского классицизма.

Романская и готическая архитектура. Средневековая архитектура в своем развитии прошла два последовательных этапа: ранний - период романского стиля (VI-XII вв.) и поздний - период готического стиля (XII-XV вв.). Ранний период феодализма характеризуется раздробленностью земель и междоусобными войнами между феодалами. Эти условия находят отражение в архитектуре. Места для строительства выбирают удобные в стратегическом отношении. Здания отвечают целям обороны; стены и своды, делают массивными, световые проемы напоминают бойницы, здания увенчивают дозорными башнями.

Готика (от итал. gotico, буквально — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой12 и 15—16 вв.). Термин «Г.» был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».

«Перпендикулярная готика». Англия (собор в Уинчестере)

Вид сверху на Кельнский Собор Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Второй, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.

Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена. Римляне изобрели бетон - важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли сооружаемые постройки. Они открыли новый способ возведения зданий- монолитно-оболочечный взамен стоечно-балочной системы. При стоечно-балочной системе, как ясно из названия, основу конструкции составляют две стойки, на которых лежит горизонтальная балка. Основу монолитно-оболочечной системы составляют две узкие кирпичные стены, между которыми залит битый щебень с бетоном, снаружи они облицовывались мрамором или другими породами камней
Возникновение граффити Архитектура Русское деревянное зодчество