Классические архитектурные формы Русское барокко

История архитектуры

Пейзажная живопись. Ее основные представители - Ф. Алексеев, Сем. Щедрин, М. Иванов. Стилевое состояние и типология. Пейзаж и другие жанры. Бытовой жанр в русском изобразительном искусстве XVIII века. Его основные представители. Те же проблемы. Причины недостаточно развитого состояния.

Древний Египет

Начало расцвета рабовладельческого строя в Древнем Египте историки относят к III тысячелетию до н. э. Древнеегипетским фараонам, которые порабощали в те отдаленные времена соседние народности и владели сотнями тысяч рабов, была известна простая кооперация труда - совместное участие групп людей в различных связанных между собой трудовых процессах.

Новые экономические и технические возможности древнеегипетское государство использовало для строительства колоссальных храмов и пирамид. Архитектура пирамид, служивших местами погребения фараонов, в своем развитии шла от простых конструкций к более сложным и совершенным.

Следует иметь в виду, что каждое сооружение, создаваемое в первую очередь для определенных практических целей, оказывает своими формами и размерами то или иное эмоциональное воздействие на человека. О силе этого воздействия знали еще в древности.

Господствующие классы нередко использовали это свойство архитектуры в интересах упрочения своей власти. Именно идея всеподавляющей мощи фараонов Древнего Египта своеобразно выражена лаконичными формами колоссальных пирамид, вызывающих у человека чувство подавленности.

Крупнейшим комплексом египетских пирамид являются пирамиды в Гизе.

Рис. Вид на комплекс Пирамид в Гизе

Рис. Пропорции комплекса больших пирамид в Гизе

Самая значительная по размерам пирамида Хуфу (XXIX в. до н.э.) имела 146,6 м в высоту, что соответствует высоте 45-этажного современного жилого дома; длина каждой стороны основания равна 233 м. Пирамиду строили 20 лет и 10 лет - дорогу к каменоломням. Объем пирамиды превышает 2,5 млн.м3.

 Колоссальные размеры имели и египетские храмы; например, колонны храма Амона в Карнаке имеют высоту 20,4 м при диаметре 3,5 л.

 Рис. храм Амона в Карнаке. Гипостильный зал.

Рис Фрагмент храма Амона в Карнаке

Рис План храма Амона в Карнаке

Уровень развития архитектуры находится в зависимости от уровня производительных сил общества и от формы социально-экономических отношений, а если иметь в виду рабовладельческий строй и феодализм, то на архитектуру значительно влияли также религиозные воззрения и культовые обряды.

Идеалом древних греков был гармоничный, разумный, всесторонне развитый человек. Древние греки говорили - человек есть мера всех вещей; они создали общественные здания - театры, стадионы, агоры (площади), гимнасии (школы) и др., в которых все формы внушают зрителю чувство уважения к человеку и жизнерадостного мироощущения. Даже культовые здания, выполняющие во многом роль общественных зданий, соразмерны человеку и прославляют в первую очередь его самого.

По распоряжению императора Веспасиана (из семьи Флавиев), в 72 году, на месте искусственного озера было начато строительство одного из самых грандиозных сооружений Рима — Колизей, известный в те времена как амфитеатр Флавиев. Спустя восемь лет строительство закончил сын императора Тито, открыв начало его многовековой истории стодневными боями гладиаторов с дикими животными — слонами, тиграми и даже жирафами. Это уникальное сооружение позволяло заполнять арену водой и организовывать самые настоящие морские сражения — "навимахии".

Мозаики Равенны,Рима,Фессалоник 4-5 века. Раннехзристианская живопись.сильное влияние античности,но при этом поиск собственных путей. Рим. Первый ансамбль - мавозлей Санта Констанца 4 века. 2 четв 4 века. мозаики в крестовых сводах бокового обхода. В основном- орнаменты с небольщими аллегорическими фигурами. Райские кущи. В центре -бюст императора. по бокам- сцены виноделия. 2 фаза-2 половина 5 века. Сохранилось 2 сцены в нишах. 1.Христос сидит на шаре, рядом- неизв. святой. На фоне условных деревьев и неба. декоративные облака. Переделки 19 века. Напротив- в другой нише молодой Зристос на облаках с синим нимбом. По сторонам- Петр и Павел. Базилика Сантиа Поденциана Базилика перестроена, но сохранилась апсида. Конха: изо Небесного Иерусалима Христос на троне, он вершит суд, но это не страшный суд. В руках- евангелие. Сзади-античный горож. По сторонам- апостолы, за ними 2 женские фигуры аллегории добродетелей На небе- большой крест. голова Христа -на фоне голгофы. На небесах -символы евангелистов. Павел и Петр -изо в профиль. Торжественность, спокойствие, роскошь, ораторский пафос. Фактически римская античная мозаика на христ тему. Красивые индивидуальные лица, портретность Нач 5 века. Базилика ST/Maria Maggiore Триумф арка -смозаики посвящены евангельским сюжетам. Повествовательность, поучительность.
Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена. Римляне изобрели бетон - важнейший строительный материал, с помощью которого закрепляли сооружаемые постройки. Они открыли новый способ возведения зданий- монолитно-оболочечный взамен стоечно-балочной системы. При стоечно-балочной системе, как ясно из названия, основу конструкции составляют две стойки, на которых лежит горизонтальная балка. Основу монолитно-оболочечной системы составляют две узкие кирпичные стены, между которыми залит битый щебень с бетоном, снаружи они облицовывались мрамором или другими породами камней
Возникновение граффити Архитектура Русское деревянное зодчество