Классические архитектурные формы Русское барокко

История архитектуры

Русская живопись середины столетия. Жанровая структура, проблемы стилевого состояния. Вопросы художественного образования и организации художественного производства. Взаимоотношения русской школы и россики. Типология портрета. Социальный состав мастеров, проблема крепостного творчества (И.Я. Вишняков, А.П. Антропов, И.П. Аргунов).

Классические архитектурные формы

Система, в которой стоечно-балочная конструкция нашла свою архитектурно выразительную форму называется архитектурным колонным ордером.

Ордер (лат.) – порядок, установление.

Канон (греч.) правило.

Ордера называются каноническими – правильными.

Основным элементом канонического ордера являются колонны, перекрывающая их балка – антаблемент и подставка под колонну – пьедестал.

Существует полный и неполный колонный ордер:

Рассмотрим каждую из этих частей.

Фуст – крупный столб, который начиная с 1/3 высоты колонны снизу немного уклоняется кверху. Это уклонение идет по слабовыпуклой кривой и называется энтазис.

Во всех ордерах кроме Тосканского ствол колонны обрабатывается вертикальными криволинейными в горизонтальном сечении углублениями, которые называются каннелюрами.

Капитель состоит из 3-х частей:

Капитель (лат.) – голова – образует переход от вершин подпоры фуста, поддерживаемой этой подпорой горизонтальной балки.

Абак (греч.) – стол, доска – верхняя часть капители, в большинстве случаев квадратная плита, которая непосредственно воспринимает всю тяжесть антаблемента.

Шейка – самая узкая часть капителия, отделенная от ствола колонны 5 кольцами.

База колонны (греч.) – подножье, нижняя часть которая образует основание для ее ствола.

Антаблемент – верхняя часть ордера, состоит из:

Архитрав – нижняя из трёх горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн.

Фриз – средняя часть антаблемента между архитравом и карнизом.

Капитель - верхняя часть колонны, являющаяся отличительным элементом стиля.

В свешивающейся части – служит для отвода воды от стен.

Своеобразной модификацией колонны ордера явились полуколонны (непосредственно связанные со стеной и выступающие на ½ своего диаметра) и ¾ колонны, выступающие из плоскости стены на ¾ своего диаметра.

Существует еще одна модификация колонны – пилястра – плоская 4-угольная колонна, выступающая из плоскости стены на ¼ ширины.

Пилястра имеет все составные части колонны.

Архитектурные обломы (мулюры, элементы профилей) В деталях все части ордера обрабатываются небольшими формами, получившими название мулюров или обломов, иначе говоря элементов ппрофилей. Почти все элементы обрабатываются рельефным орнаментом. Все обломы делятся на прямолинейные и криволинейные.

Эстетика Возрождения выросла из эстетики и искусства средневековья. Средневековая эстетика глубоко теологична, все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге. Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина

Нотер-Дам-де-Пари Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) – самый внуши­тельный и, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики, кото­рым и открывается новая эра в истории западноевропейской архитектуры. Почти шесть веков прошло с тех пор, как был он воздвигнут, и Париж пре­образился благодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Во много раз увеличилась за эти века столица Франции, украсилась многими другими памятниками, знаменитыми на весь мир, но Нотр-Дам по-прежнему главенствует над ней, по-прежнему как бы служит ее символом, воспринимается нами как одно из высочайших воплощений французского художественного гения.

Эпоха Возрождения XV и XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы.

Монументальная живопись комниновского периода Аскетическое направление. Монументальная живопись 12 в. в самом Константинополе представлена мозаиками Св. Софии: это императорские портреты и деисусная композиция, сохранившиеся в южной галерее собора. Деисус (моление) в южной галерее Св. Софии - одно из лучших произведений всей византийской живописи. От слова "деисус" произошло название широко распространенной иконографической композиции, изображающей моление святых за человеческий род перед Христом. Традиционный деисус включает изображение Богоматери (слева, по правую руку Христа), Иоанна Предтечи (справа), а также архангелов и апостолов. От первоначальной композиции в храме Св. Софии, состоящей из трех фигур - Христа, Богоматери и Предтечи, сохранилась лишь верхняя часть. Это произведение являет собой замечательный образец лучших достижений византийского искусства, соединявшего серьезное, полное глубокой духовности содержание и исключительное художественное качество. В это время возникли всемирно известные живописные ансамбли храма Софии и Михайловского Хлатоверхого монастыря в Киеве, церкви Св. Пантелеимона в Нерези, соборе в Чефалу. Исходя из византийских образцов и при участии пеллы в Палермо, собора Св. Марка в Венеции, собора Успения Богоматери в Монреале. Попав на периферию, столичное искусство сталкивалось с местными вкусами, устремлениями, традициями. Взволнованные, полные экспрессии образы уступали столичным образцам в отвлеченности и изысканности, но обретали большую земную человечность. Живописной техникой периферийных центров чаще оказывалась фреска. Расцвет периферийных школ приходится на 12-13 вв. Сан-Марко: центральный купол - Вознесение, вокруг апостолы и ангелы между деревцами. В простенках барабана - персонификации добродетелей. Своды между куполами - евангельские сцены. Восточный купол - Христос Эммануил и пророки. В южном куполе - крест и местночтимые святые. Санта-Мария Осунта на о. Торчелло: трехнефная базилика с плоской кровлей. Мозаики в алтарной части. Монастырь Дафнии близ Афин. Главный храм - октогон на тромпах. В куполе - пантократор, в нартексе - житие Богородицы (классич. черты, но индивидуальность). В тромпах - благовещение, преображение, рождество, крещение(золотой фон, пластическая обработка). Западный пролет креста - Успение, южный рукав - неверие Фомы. Дафнии ближе всего к классическому искусству
Главное завоевание римлян в строительстельстве общественных сооружений - создание огромных внутренних пространств, свободных от внутренних опор. Необходимость их перекрытий вызвала развитие мощных сводчатых и купольных конструкций, лишь ограниченно применявшихся на Востоке и в Греции. Римская техника стала широко использоваться в гражданской и культовой архитектуре. Она послужила образцом для развития византийской и европейской архитектуры. Основной формой перекрытий был цилиндрический свод из бетона и камня. Его боковое давление воспринимала опорная стена, игравшая важную роль в римской архитектуре
Возникновение граффити Архитектура Русское деревянное зодчество