Шероховатость поверхности Правила нанесения надписей Чертежи деталей типа Эскизы деталей Особенности конструирования деталей Задание по теме "Чертежи деталей" Замена плоскостей проекций Метод плоскопараллельного перемещения

Особенности составления эскизов деталей

Выполняя чертежи деталей с натуры, необходимо учитывать, что реальные детали изготовлены некоторыми допускаемыми отклонениями от номинальных размеров и геометрически правильных форм. Особенно большие отклонения геометрической точности допускаются при изготовлении ковкой, отливкой, гибкой. Поэтому на эскизах не следует отображать:

а) случайную асимметрию в расположении отверстий;

б) эксцентричность поверхностей вращения, если она не предусмотрена назначением детали;

в) неравномерную толщину стенок в местах, где изменение толщины не предусмотрено конструкцией детали;

г) забоины, вмятия, наслоения, перекосы.

Внимание! Изображения на чертеже должны воспроизводить идеальную геометрию детали и содержать номинальные размеры.

4.8.1. Особенности конструирования деталей, изготовленных литьём

При выполнении эскизов подробный обмер всех элементов детали зачастую бывает затруднителен, а в некоторых случаях даже не имеет смысла. Размеры целого ряда рационально рассчитать. Для этого необходимо знать особенности конструирования типовых деталей.

1.Литые детали имеют формовочные уклоны, величина которых зависит от высоты или длины элемента отливки. По ГОСТ 3212-92 величину угла >b (рис. 83) принимают в зависимости от размера h:

при h = 20...50 мм >b = 3...2°;

при h = 50...800 мм >b = 1 ... 0°30¢.

Рис. 83

Как правило, при h >< 25 мм

,

а при h = 25... 500 мм

2. Для того чтобы деталь не имела внутренних напряжений и литейных дефектов, нужно осуществить плавный переход от одной толщины стенки к другой. На рис. 84 показаны скругления внешних углов литых деталей. При отношении толщин стенок

S/S1 ><1,25 и угле a= 75...100° принимают R = r + S1, r = (0,4...0,8)S1

а)

б)

Рис. 84

Приняты нормы, по которым выполняют переход от стенки одной толщины к стенке другой толщины. При S >< 2 переход осуществляется с помощью скруглений (галтелей), как показано на рис. 84 и 85,а.

При S >> 2 выполняют клиновидный переход (рис. 85,б). При этом в первом случае

r = (0,3...0,4)h, а во втором L = (4...5)h.

а)

б)

Рис. 85

3.Опорные бурты (фланцы) делают большей толщины, чем основную часть детали, при этом выполняют плавный переход от стенки к фланцу (рис. 86,а).

а)

б)

в)

Рис. 86

4. Обрабатываемые поверхности, как правило, несколько приподнимают над необрабатываемыми (рис. 86,б). Это делается для того, чтобы обеспечить свободный выход режущего инструмента.

5. Если деталь имеет несколько обрабатываемых поверхностей, их обычно располагают на одном уровне (рис. 86в), это ускоряет изготовление и не требует переналадки инструмента.

6. Как правило, привалочную (контактирующую с другой деталью плоскость не делают сплошной (рис. 87,а) чтобы уменьшить площадь обработки и улучшить контакт деталей. По этим же причинам среднюю часть отверстия выполняют несколько большей по диаметру, чем диаметры концевых рабочих частей, которые несут вал 87,б).

а)

б)

Рис. 87

7. Поверхности, в которых сверлят отверстия, конструируют со специальными приливами (бобышками, платиками), торцовые плоскости перпендикулярны к оси отверстия ( рис. 88). Это обеспечивает правильный вход и выход режущего инструмента.

а)

б)

в)

Рис. 88


Чертежи деталей, получаемых из сортового материала механической обработкой