Безопасная эксплуатация энергоблоков

Кроме того, важное значение придается обеспечению равномерности обогрева (и охлаждения) участков и деталей паропроводов и паровых турбин. Наибольшая разность температур может возникать в толстостенных деталях. В связи с этим предусматривается обогрев по всему периметру паровпускных клапанов, фланцев и шпилек турбины. В начальные моменты пуска для обогрева используют пар от постороннего источника (общественной магистрали) или из растопочного узла котла. Типовые пусковые схемы энергоблоков

При сбросе нагрузки, особенно в аварийных режимах, необходимо быстро перевести котел на растопочную нагрузку, а турбину — на холостой ход или нагрузку собственных нужд. Появившиеся значительные избытки пара необходимо быстро сбросить в конденсатор (или деаэратор), для чего используют пускосбросные устройства (ПСБУ, БРОУ), имеющие электрический или электрогидравлический привод. При сбросе нагрузки, несмотря на прекращение поступления основного пара из сепаратора 4, необходимо обеспечить охлаждение промежуточного пароперегревателя, для чего используют пар от постороннего источника или сбрасываемый из паропровода свежего пара. В зависимости от схемы сброса пара и охлаждения в этот момент промежуточного пароперегревателя различают одно- и двухбайпасные пусковые схемы блоков.

При однобайпасной схеме (рис. 149, а) избыток свежего пара из паропровода через пускосбросное устройство 6 сбрасывается в конденсатор 7. Промежуточный пароперегреватель 1 либо не охлаждается, либо охлаждается паром из коллектора собственных нужд или растопочного узла котла.

В двухбайпасной схеме (рис. 149, б) предусмотрен сброс пара из паропровода свежего пара в «холодный» паропровод промперегрева, а затем после прохождения промежуточного пароперегревателя из «горячего» паропровода промперегрева в конденсатор 7. Для этой цели устанавливают два пускосбросных устройства 8 и 9 (БРОУ-1 и БРОУ-2), которые должны работать синхронно. Двухбайпасную схему применяют, когда промежуточный пароперегреватель располагается в зоне высоких температур газа (около 1000°С) и его необходимо обязательно охлаждать.

По сравнению с однобайпасной схемой двухбайпасная более сложна в эксплуатации и требует больших затрат. Кроме того, синхронное регулирование работы двух БРОУ затруднено, что обусловливает появление значительных выбегов температур. В двухбайпасной схеме при пуске на прямоточном режиме температуры свежего и промежуточного пара близки. Это, с одной стороны, ведет к появлению значительной разности температур пара и стенок труб в высокотемпературной части промежуточного пароперегревателя, а с другой – требует дополнительного снижения температуры промежуточного пара с использованием пусковых впрысков, что повышает расход теплоты и увеличивает время пуска блока. Энергосбережение – это организационная, научная, практическая, информационная деятельность, направленная на рациональное и экономическое использование первичной и преобразованной энергии и природных энергетических ресурсов на народное хозяйство с использованием технико-экономических и правовых методов.

Для работы промежуточного пароперегревателя в зоне высоких, температур вместо труб из перлитных сталей необходимы аустенитные, что снижает экономичность, а следовательно, целесообразность применения двухбайпасных схем.

Исходя из этого в качестве типового решения для блоков 300— 800 МВт, рассчитанных на длительное удержание нагрузки холостого хода (до 10—15 мин), рекомендуются однобайпасные схемы с встроенными задвижками и сепараторами и сбросом пара от ПСБУ в пароприемное устройство конденсатора, а также из горячих паропроводов промежуточного перегрева в верхнюю часть конденсатора через быстровключающийся клапан (БВК) с гидравлическим приводом, связанным с системой регулирования турбины. Промежуточный пароперегреватель размещают в зоне умеренных температур (700—800°С). На рис.150 в качестве примера приведена пусковая схема моноблока СКД мощностью 300 МВт.

Перед приемкой в эксплуатацию энергообъекта (пускового комплекса) должны быть проведены: индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся для энергоблоков пробным пуском основного и вспомогательного оборудования; комплексное опробование оборудования. Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и сооружений, а также скрытых работ.
Аварийные ситуации при эксплуатации энергоблоков