Безопасная эксплуатация энергоблоков

Хлопки и взрывы в топках и газоходах происходят из-за скопления значительных количеств непрореагировавшего топлива при неналаженном топочном режиме, обрыве факела и повторном зажигании его без вентиляции, и особенно при подаче угольной пыли в ненагретую топку. Хлопки и взрывы могут происходить также при обрушении значительных глыб шлака в водяную ванну шлакового комода. При сжигании газообразного топлива взрывы (часто с тяжелыми последствиями) наблюдаются .во время растопки котла с непровентилированной топкой при утечке в нее газа, а также зажигании факела (после обрыва) без предварительной вентиляции топки и газоходов. Пожары и взрывы при сжигании жидкого топлива происходят вследствие плохого его распыла и неналаженного топочного процесса. При взрыве в топке .или газоходах, особенно в случае разрушения обмуровки, каркаса или других элементов, котел следует немедленно остановить. Котел должен быть также остановлен в ситуациях, которые могут вызвать взрыв с серьезными последствиями. Такими аварийными ситуациями являются погасание факела и недопустимое понижение давления за регулирующими клапанами газа или мазута. Аварии с хлопками и взрывами большей частью происходят по вине обслуживающего персонала, нарушающего пусковые и эксплуатационные инструкции, в частности указания о вентиляции котла перед пуском.

Пожары в газоходах возникают вследствие неудовлетворительного ведения топочного процесса, когда продукты неполного сгорания (несгоревшее топливо, сажа, смолистые вещества) оседают и скапливаются на поверхностях нагрева экономайзеров и воздухоподогревателей. Возгорание этих отложений вызывает серьезные повреждения поверхностей нагрева и газоходов. Признаками загораний являются несвойственное для данной зоны повышение температуры газов, ухудшение тяги, выбивание пламени, разогрев обшивки. Обнаружив пожар, немедленно прекращают подачу топлива, локализуют горение (отключением дутьевых вентиляторов и дымососов и плотным закрытием газовых и воздушных шиберов) и включают местное пожаротушение. Следующее понятие, которое мы должны рассмотреть – это поток замедляющихся нейтронов

Кроме пожара в газоходах могут возникать пожары в помещении котельного или других цехов. В зависимости от места и размеров пожара принимают соответствующие меры и ликвидируют его всеми доступными средствами. При пожаре, угрожающем персоналу или оборудованию, а также системе дистанционного управления и отключающей арматуре защиты, котел останавливают немедленно.

Шлакование топок и поверхностей нагрева также снижает надежность работы и создает аварийные ситуации. Кроме неравномерности обогрева труб и нарушения циркуляции шлакование вызывает деформацию и повреждение отдельных экранных труб и их подвесной системы, разрушение холодной воронки, шлаковых шахт, устройств шлакоудаления и обмуровки (при падении глыб шлака), повышает температуру в топке и увеличивает тепловые потоки на незашлакованные участки труб. Шлакование экранов и поверхностей нагрева значительно ограничивает мощность котла и увеличивает затраты на тягу. При сильном шлаковании топки, когда наблюдаются перекрытие шлаком ее нижней части и прекращение его выхода с накоплением в топке, производят аварийный останов котла. Согласно базовому сценарию к 2030 году объемы выбросов СО2 составят приблизительно 41 Гигатонну, увеличившись за 25 лет на 47%, при сохранении прежней структуры потребления энергии.

Неполадки и повреждения систем топливоподачи, пылеприготовления и вспомогательного оборудования

В системах топливоподачи наиболее часто возникают неполадки в работе конвейеров, бункеров и питателей сырого угля.

Выход из строя конвейеров происходит чаще всего из-за разрывов лент при попадании на них крупных кусков топлива и посторонних предметов, а также в результате низкого качества ремонта. Поэтому необходимо обеспечивать надежную работу металло- и щепоуловителей. Налипание топлива на стенки, его обвалы и образование «сводов» в бункерах сырого топлива и пыли ухудшает работу котла. При обвалах топлива полотно ленточных конвейеров и питатели испытывают удары и дополнительные усилия, что приводит к их поломке. Для предупреждения сводообразования и налипания топлива на стенки устанавливают специальные виброторы или сопла пневмообрушения, утепляют снаружи стенки бункеров, чтобы не происходила конденсация паров на них и повысилась сыпучесть материалов вдоль них. Вибраторы и сопла включаются при обрывах топлива в системе топливоподачи.

В питателях сырого топлива наиболее часто происходит заклинивание или обрыв лент либо цепей (в скребковых) из-за попадания крупногабаритных предметов, налипания топлива на стенки и ленту. Кроме того, иногда происходят перегрев и выход из строяэлектропривода и редукторов питателей из-за их перегрузки, недостаточной смазки и неправильной сборки.

Полностью законченные строительством электростанции, котельные (паровые и водогрейные), объекты электрических и тепловых сетей, а также в зависимости от сложности энергообъекта их очереди и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, установленном действующими правилами. Данное требование распространяется также на приемку в эксплуатацию энергообъектов после расширения и реконструкции
Аварийные ситуации при эксплуатации энергоблоков