Основные приоритеты долгосрочной энергетической стратегии России Традиционные виды энергетики Обзор зарубежного опыта строительства АЭС Реакторы на быстрых нейтронах Экологические преимучества атомной энергетики

Анализ мирового энернетического рынка

Основные приоритеты долгосрочной энергетической стратегии России

В начале 2009 года Министерством энергетики Российской Федерации разработан проект «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» (ЭС-2030). Данный документ является не просто пролонгацией предыдущей стратегии до 2020 года, а формирует новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития, определенный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

     ЭС-2030 базируется как на оценке существующих тенденций и опыта реализации предыдущей стратегии (ЭС-2020), так и на анализе новых вызовов и рисков развития мировой энергетики Важнейшие цели ЭС-2030 определены инвариантными, в т.ч. с учетом возможных последствий начавшегося в 2008 году глобального экономического кризиса.

Основные стратегические ориентиры в документе даются в привязке не к конкретным годам, а к качественно различным этапам реализации стратегии – с примерными сроками окончания в 2012-2014 гг., 2020-2022 гг. и 2030 г. Главное содержание Энергостратегии – это наполнение указанных этапов мероприятиями и ориентирами, включая необходимые количественные оценки.  

Выделены главные стратегические приоритеты:

- энергетическая безопасность;

- энергетическая эффективность экономики;

- экономическая (бюджетная) эффективность энергетики; В экспериментальном устройстве изменены координаты установки дистанционирующих решеток. Расположение решеток выбрано таким образом, чтобы в зоне максимальной температуры твэлов они не препятствовали процессу деформирования оболочек. Влияние дистанционирующих решеток на процесс деформирования оболочек предполагалось определить в сечениях в непосредственной близости к границе зоны осушения в пучке твэлов.

- экологическая безопасность энергетики.  

     В ЭС-2030 сформулировано содержание составляющих государственной энергетической политики (недропользование и управление государственным фондом недр; развитие внутренних энергетических рынков; формирование рационального топливно-энергетического баланса; региональная энергетическая политика; инновационная и научно-техническая политика в энергетике; социальная политика в энергетике; внешняя энергетическая политика), представлены этапы их реализации и индикаторы. 

Сформулированы важнейшие стратегические инициативы развития энергетики:

- формирование нефтегазовых комплексов в Восточных регионах страны;

- освоение углеводородного потенциала Арктического шельфа и Северных территорий России;

- развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры;

- рост энергоэффективности и энергосбережения;

- развитие нетопливной энергетики. 

Непосредственное отношение к российским интересам в мировой энергетике имеет политика России в сфере энергосбережения, что связано с огромным потенциалом страны в области энергоэффективности. Реализация этого потенциала, предусмотренная в Энергетической стратегии, предполагает уменьшение энергоемкости российской экономики на период до 2020 года на 40–48%, что позволит наращивать экспорт нефти и газа без увеличения их добычи. Успешная реализация потенциала повышения энергоэффективности позволит сэкономить первичные энергетические ресурсы в объемах нескольких сотен млн. тонн.

В соответствии с планами крупных российских энергетических компаний намечены меры, нацеленные на улучшение экологичности их производственной деятельности. В этой связи разработаны конкретные проекты, реализация которых предусматривает участие зарубежных инвесторов. В ряде случаев повышение эффективности будет достигаться за счет «естественных структурных изменений», так как со временем в структуре ВВП России ожидается снижение доли энергоемкой промышленности, а также увеличение доли наукоемких отраслей и услуг. Структурные преобразования должны пройти в первую очередь в электроэнергетике и газовом комплексе, что позволит добиться реальной потребительской ценности электроэнергии и газа. Подобные меры могут способствовать значительному сокращению их потребления.

Особое внимание уделяется различным методам экономической мотивации энергосбережения, а также стимулированию развития бизнеса в сфере энергосбережения и энергоэффективности, чтобы по примеру ряда стран Запада в России постепенно были созданы соответствующие коммерчески оправданные отрасли, связанные с энергосберегающим бизнесом. Для снижения вредной нагрузки ТЭКа на окружающую среду предлагается комплекс мер экономического стимулирования повышения экологических стандартов наиболее «грязных» секторов.

В Энергетической стратегии России предусмотрены меры по технической модернизации всех отраслей ТЭКа страны за счет максимально возможного использования во всех технологических процессах и проектах отечественного оборудования, а также привлечения передовых зарубежных технологий. В связи с этим в технологические приоритеты энергетической дипломатии страны входит обеспечение свободного доступа к высоким технологиям в зарубежных странах, налаживание процессов их передачи в Россию и содействие взаимовыгодному международному сотрудничеству в этой сфере с целью экспорта некоторых российских технологий, промышленного оборудования и услуг

В целях повышения энергоэффективности и энергосбережения в России подготовлена федеральная целевая программа «Повышение эффективности энергопотребления в Российской Федерации» (на 2008–2010 годы и на перспективу до 2015 года), которая предполагает осуществление целостной системы правовых, административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использование энергии. В целях развития возобновляемых источников энергии, стимулирования ресурсосбережения и повышения энергоэффективности был принят Указ президента России «О некоторых мерах по усилению энергетической и экологической эффективности российской экономики» от 04.05.2008, а законопроект «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» прошел первое чтение в Госдуме России в конце 2008 года.

Реализация поставленных в Энергетической стратегии и других документах задач в области энергетической эффективности, зависит, прежде всего, от деятельности органов федеральной, региональной и местной власти. Эта деятельность должна быть направлена на создание соответствующих экономических условий для поощрения предпринимательства в отраслях, связанных с развитием и внедрением энергосберегающих и энергоэффективных технологий. В этом плане большое значение имеет изучение и использование соответствующего опыта многих зарубежных стран, власти которых сумели развить новые отрасли, связанные с энергосбережением и энергоэффективностью, и сделать их привлекательными для бизнеса.

Анализ мирового энернетического рынка (по состоянию на 2007, 2008, начало 2009 года) В 2007 г. по сравнению с 2006 г. потребление энергоресурсов в мире увеличилось на 2,4 %, а их производство – на 1,4%, рост происходил преимущественно за счет увеличения потребления энергоресурсов крупнейшими развивающимися странами, идущими по пути индустриализации. Так, за последние 5 лет энергопотребление в Китае выросло на 76%, Индии – на 31%, Бразилии – на 18%.

Анализ цен на основные виды энергетических ресурсов На протяжении последних пяти лет в мире непрерывно продолжалось нарастание энергопотребления. Этот процесс сопровождался затяжным периодом роста цен на нефть и уголь. Цена на природный газ, однако, была крайне неравномерной.

Мировые тенденции в сфере энергетике В феврале 2009 года Международным Энергетическим Агентством был обнародован «Обзор мировой энергетики» за 2008 год, в котором констатировалось падение спроса на энергетическое сырье в мире с сохранением данной тенденции до 2010 года. Так, согласно данных обзора, спрос на нефть в мире с июля 2—8 года по февраль 2009 года снизился на 4,5%. Восстановление динамики спроса на уровне 2% в год планируется в 2010 году.

  Согласно базовому сценарию к 2030 году объемы выбросов СО2 составят приблизительно 41 Гигатонну, увеличившись за 25 лет на 47%, при сохранении прежней структуры потребления энергии.

Анализ текущей ситуации в энергетике Российской Федерации с учетом мировых тенденций В последнее время вопросы международного сотрудничества в области энергоэффективности, а также экологические аспекты мировой энергетики входят в приоритеты деятельности не только профильных ведомств России и многих зарубежных стран, но становятся привычными и для внешнеполитических министерств. Данные вопросы постепенно занимают все более важное место в практике энергетической дипломатии. Для России проблемы окружающей среды и энергосбережения взаимосвязаны, что объясняется техническими характеристиками и степенью изношенности основных производственных фондов отечественного ТЭКа.

Глобальное снижение спроса на энергоносители и электроэнергию. В январе 2009 года добыча газа в РФ составила 55,2 млрд. куб.м, что составляет 89,5% к январю 2008 года. Снижение объемов добычи газа обусловлено сокращением экспорта газа в январе 2009 года на 40,7% по отношению аналогичному периоду прошлого года, а также сокращением спроса на внутреннем рынке на 0,8%, в том числе электростанциями – на 8,2%. Министерство экономического развития Российской Федерации с некоторой осторожностью делает прогнозные оценки относительно динамики добычи и экспорта основных энергетических ресурсов.

В новый век атомная энергетика вступила с новыми планами развития. США наращивают производство электроэнергии на действующих АЭС, в программе национальной энергетической политики атомной энергетике отводится в будущем более серьезная роль. Парламент Финляндии принял решение о строительстве еще одного ядерного энергоблока.
Энергетической стратегии России на период до 2030 года