Монументальная живопись второй половины XI в Русь: монументальные росписи Киева Венецианские мозаики XII и раннего XIII века

История искусства византийской империи

Инкрустация камнями или цветными стеклами - прием, излюбленный в искусстве варваров Средиземноморья и Причерноморья. Множество различных золотых украшений (фибул, пряжек, диадем), вооружение, копские уборы, в частности те, которые найдены на юге нашей страны - в Крыму, на Кавказе, в Керчи, выполнены в этом, так называемом полихромном стиле.

Мозаические иконы
Есть все основания думать, что главным центром по изготовлению мозаических портативных икон, требовавших большого технического умения, был Константинополь. Набираемые из крохотных кубиков, часто величиною не более булавочной головки, эти иконы принадлежат к числу самых совершенных произведений византийского искусства, лишний раз свидетельствуя о необычайной утонченности столичных вкусов. Наибольшее распространение маленькие мозаические иконки получили в конце XIII столетия и в XIV веке, когда их миниатюрный строй форм соответствовал преобладавшим в искусстве камерным вкусам. Но такие иконки выполнялись и в XII веке, что подтверждается целым рядом памятников, относящихся ко второй его половине (Николай Чудотворец в ризнице монастыря Иоанна Богослова на Патмосе65, Николай Чудотворец из бывшего музея Киево-Печерской лавры в Киеве66, Николай Чудотворец в церкви Иоанна Крестителя в Аахене67, Георгий в Институте истории грузинского искусства в Тбилиси68, Иоанн Предтеча в сокровищнице Сан Марко в Венеции69). Работа отличается сказочной тонкостью. Кубики самых разнообразных цветов, среди которых видное место занимают серебряные камушки, пригнаны друг к другу с изумительной ловкостью, тонкая паутина из золотых и серебряных линий окутывает хрупкие формы.


318. Иоанн Предтеча с фигурой заказчика. Конец XI века. Церковь св. Георгия в Фанаре, Константинополь. Мозаическая икона


319. Преображение. Первая половина XII века. Лувр, Париж. Мозаическая икона


320. Христос Милосердный. Первая половина XII века. Государственные музеи, Берлин. Мозаическая икона


321. Христос. Середина XII века. Национальный музей, Флоренция. Мозаическая икона


322. Богоматерь с младенцем. Конец XII — начало XIII века. Монастырь Хиландар, Афон. Мозаическая икона


323. Св. Димитрий. Вторая половина XII века. Монастырь Ксеноф, Афон. Мозаическая икона. Деталь

Другую группу составляют мозаические иконы более крупного размера, отражающие стиль современной им монументальной живописи. Самой древней из них является икона Богоматери Одигитрии в патриаршей церкви св. Георгия в Стамбуле70. Ранее она находилась в церкви Богородицы Паммакаристы, воздвигнутой около 1065 года. В тяжелых, грузных формах иконы еще чувствуются пережитки искусства эпохи Македонской династии (ср. мозаики Хосиос Лукас и Софии Киевской). Любопытно, что эта архаическая струя нашла себе отражение и в станковой живописи Константинополя. Хранящаяся в той же церкви св. Георгия мозаическая икона Иоанна Предтечи датируется уже концом XI века71 (табл. 318). У ног стоящего Иоанна представлен коленопреклоненный заказчик, чья фигура выдержана в крохотном масштабе, подчеркивающем расстояние между святым и простым смертным. Аскетическое выражение лица и темный, даже сумрачный колорит с преобладанием фиолетовых и серовато-зеленых тонов создают впечатление суровости. К первой половине XII века относятся Преображение в Лувре72 (табл. 319) и Христос в Берлинском музее73 (табл. 320), а ко второй его половине — две большие иконы с изображениями Георгия (табл. 323) и Димитрия в рост в монастыре Ксеноф на Афоне74, которые отличаются особенным мастерством исполнения. Все эти памятники вышли из константинопольской школы. В отличие от них Христос в Национальном музее во Флоренции (середина XII века)75 (табл. 321) и Одигитрия в Хиландаре (конец XII — начало XIII века)76 (табл. 322) являются провинциальными работами, о чем свидетельствуют плоская трактовка формы, подчеркнуто линейный стиль и общая схематическая манера исполнения.

Византийская темперная живопись Благодаря опубликованию супругами Сотириу и проф. К. Вейцманом уникального собрания икон в монастыре св. Екатерины на Синае значительно обогатились наши представления о византийской темперной живописи. Теперь иконы XI–ХII веков исчисляются уже не единицами, а десятками. При этом выяснилось, что в Византии широкое распространение имели иконы, приближавшиеся по размерам и технике исполнения к миниатюрам. Нередко такие иконки составляют диптихи, триптихи и даже полиптихи.

Все остальные иконы XII века являются провинциальными работами. Здесь надо прежде всего указать на простоватое по формам Преображение в Эрмитаж, представленное на красном фоне, восходящем к античной живописи. Ко второй половине XII века относятся св. Георгий, Феодор Тирон и Димитрий в Эрмитаже и, возможно выполненные на Синае, большие иконы Пророк Илия

Эпоха Дук, Комнинов и Ангелов Греция, Македония Было бы ошибкой объединять под понятием константинопольского искусства все уцелевшие памятники на обширной территории Византийской империи. Если в XI–XII веках константинопольские влияния играют исключительно видную роль, это еще не означает, что отдельные области не имели своего собственного искусства, восходившего к старым местным традициям. Выше мы поставили себе задачей выделить из обширного комплекса памятников такие произведения, которые непосредственно могут быть связаны со столицей.

Апсиду церкви св. Косьмы и Дамиана украшает необычная для константинопольских храмов фигура сидящей Одигитрии, которую окружают ангелы. Ниже идет фриз с четырьмя святителями, направляющимися к центру, где представлена Литургическая жертва. На алтарных столбах размещены фигуры св. Косьмы и Дамиана, на стенах сцены из жизни Христа и Марии, Чудо Георгия о змие, фигуры святых и заказчиков

Вторым, после Македонии, византийским форпостом на Балканах был Афон. Однако и в отношении Афона следует остерегаться переоценки роли Константинополя. Нет никакого сомнения, что Святая Гора, куда стекались монахи со всех концов мира, была хранительницей старых, чисто восточных традиций, на которые с трудом наслаивались столичные влияния. Древнейшие росписи и мозаики Афона исполнены в примитивном линейном стиле, не имеющем ничего общего с памятниками Константинополя.

Малая Азия, Сирия, Палестина, Иерусалимское королевство, Египет Совсем особое место занимают малоазийские памятники. Несмотря на очевидную зависимость от Византии, они сохраняют много оригинальных чисто восточных черт. В росписях трех крупнейших пещерных храмов Каппадокии — Каранлык килисе, Эль-малы килисе и Чарыклы килисе, относящихся не к XI, как это полагал Г. Жерфанион, а к XII веку и образующих замкнутую стилистическую группу, — столичные влияния выступают на первый план не только в иконографии, но также в общем расположении фресок, подчиняющихся более строгим архитектоническим принципам.

Армения, Киликия Если даже в ряде провинциальных областей Византийской империи можно наблюдать параллельное сосуществование столичных и местных традиций, причем последние играют нередко доминирующую роль, то на Кавказе и в славянских странах эта картина видна еще ярче. Типичной чертой искусства XI–XII веков является величайшая популярность столичных образцов почти во всех придворных и церковных центрах. Это не мешает, однако, мирно развиваться национальным школам, которые питаются местными источниками и многие произведения которых остаются в стороне от византийских влияний.

Грузия Еще большее значение, чем для Киликии, византийская культура имела для Грузии. В первой четверти XII века в Гелати и Икалто были основаны академии, примкнувшие к славным традициям константинопольского университета. Здесь подвизались такие выдающиеся грузинские деятели, как философы Иоанн Петрици и Арсений Икалтоели.

Сванские церкви расписаны по одной и той же схеме: Деисус и фигуры апостолов и святителей в апсиде, евангельские сцены на своде, фигуры святых на стенах. Особым почитанием пользовались святые Георгий и Феодор, которых изображали обычно на конях, причем Георгий поражает копьем не дракона, а «безбожного» царя Диоклетиана. Наряду с евангельскими сценами имеются и эпизоды из житий популярных в Сванетии святых Георгия и Кирика и Иулитты.

Болгария и Сербия Большую роль византийские влияния сыграли в становлении болгарской и сербской живописи. Экспансия византийского искусства в Болгарию началась с эпохи царя Симеона. После завоевания византийцами Болгарии, длившегося более чем полтораста лет, с 1019 по 1187 год, эта экспансия принимает особенно энергичный характер. Новые монастыри во Фракии и Македонии, которые получают уставы непосредственно из Константинополя, берут на себя роль рассадников византийского искусства. Культивируемое в кругах знатных греческих семейств и крупных чиновников, оно постепенно вытесняет на второй план местные традиции, носителями которых были широкие народные массы.

Много серебряных сосудов найдено на территории нашей страны не только на юге, но и в Приуралье, куда они проникали в результате обменной торговли. Немало византийских серебряных изделий обнаружено в последнее время и в Западной Европе, в частности на территории Англии. Значительный интерес представляет сравнительно недавно найденный в Южной Турции (около Анталии) большой комплекс серебряных изделий культового назначения, к сожалению, до настоящего времени полностью не опубликованный (часть предметов находится в Археологическом музее в Стамбуле, а часть - в собрании Думбартон - Окс в Вашингтоне).
Мозаические иконы