Монументальная живопись второй половины XI в Русь: монументальные росписи Киева Венецианские мозаики XII и раннего XIII века

История искусства византийской империи

Этот орнамент был широко распространен в V-VI вв.: он встречается на равеннских мозаиках, па сирийских рельефах, на коптских тканях и многих других произведениях искусства. Имеется он, в частности, и на одном из наиболее тонких по исполнению серебряных предметов, так называемом антиохийском кубке первой половины VI в. (США, Нью-Йорк, Музей Метрополитен): вся поверхность заполнена здесь виноградной лозой, в которую вплетены фигуры Христа и сидящих вокруг него апостолов; среди гроздьев расположены птицы и животные.

Изображения евангелистов и богатейшие таблицы канонов с завязанными в узлы колоннами, украшающие венское Евангелие, позволяют сопоставить с ним Евангелие из Национальной библиотеки в Афинах. Оно вышло из той же школы. Наряду с великолепными таблицами канонов здесь имеются изящные заставки, поверх которых представлены заключенные в круг символы евангелистов. Портреты сидящих евангелистов исполнены в суховатой линейной манере. Они ясно показывают, что к третьей четверти XI века в Константинополе окончательно утвердился ориентализирующий линейный стиль. Это подтверждается рядом Евангелий той же эпохи, где мы встречаем сидящих евангелистов с восточными, армянского типа лицами: Библиотека школы Фанара в Стамбуле5, Leningr. gr. 72 от 1061 года6, Paris. Coislin 217.

202–203. Миниатюры из Слов Григория Назианзина греч. 334 (ранее в cod. Hierosol. γου Τϕου 14). Третья четверть XI века. Публичная библиотека, Ленинград.


202. Сон Иосифа и Бегство в Египет


203. Избиение младенцев


204. Пятеро святых. Третья четверть XI века. Публичная библиотека, Ленинград. Миниатюра из Синаксаря греч. 373


205. Святые на месяц ноябрь. Третья четверть XI века. Национальная библиотека, Париж. Миниатюра из Менология gr. 580

По стилю к Лондонской Псалтири и к Евангелиям из Вены (theol. gr. 154) и Парижа (gr. 74) может быть присоединено еще несколько столичных рукописей третьей четверти XI века. Это Евангелие с Синаксарем из Библиотеки Ватикана (gr. 1156)8, Слова Григория Назианзина из Библиотеки Греческого патриархата в Иерусалиме и фрагмент этой же рукописи в Публичной библиотеке в Ленинграде (γου Τϕου 14 и Leningr. gr. 334)9 (табл. 202–203), Физиолог с Христианской топографией Косьмы Индикоплова из Евангелической школы в Смирне (В8)10 и фрагмент Синаксаря из Публичной библиотеки в Ленинграде (греч. 373)11 (табл. 204). Расположенные в тексте и на полях миниатюры отличаются той же виртуозностью исполнения. Тонкие, хрупкие фигурки лишены всякой тяжести, в иконографии преобладают восточные, сиро-палестинские черты. Здесь же следует упомянуть и о двух Менологиях — из Национальной библиотеки в Вене (hist. gr. 6)12 и Национальной библиотеки в Париже (gr. 580)13 (табл. 205), — входивших, без сомнения, в состав одной серии. На ярких синих фонах представлены стоящие в ряд фигуры святых. Их элегантные, вытянутые пропорции, равно как и тончайшая линейная разделка одеяний, особенно типичны для стиля третьей четверти XI века. Из мастерской, где были изготовлены венский и парижский Менологии, вышли, вероятно, и Жития святых в миланской Амброзиане (Е 89 inf.), украшенные изящными заставками с фигурками стоящих в ряд святых14.

206–210. Миниатюры из Менология греч. 9. 1063 год. Исторический музей, Москва.


206. Св. Прокопий


207. Св. Евдоким


208. Две сцены из жития Арсения Великого


209. Четыре сцены из истории Авгаря


210. Три сцены из жития Иоанна Предтечи (Рождество, Усекновение главы и Нахождение тела)


211. Мученик Гереон


212. Богоматерь с Младенцем

211–214. Миниатюры из Псалтири theol. gr. 336. Третья четверть XI века. Национальная библиотека, Вена.


213. Распятие


214. Давид

Что все перечисленные рукописи возникли именно в третьей четверти XI века, доказывает их сравнение с точно датированным кодексом Житий святых и Слов от 1063 года в Историческом музее в Москве (греч. 9)15, где отдельные фигуры и сцены мученичеств изображены в том же каллиграфическом миниатюрном стиле (табл. 206–210). Ближайшую аналогию к последней рукописи мы находим в Псалтири из Национальной библиотеки в Вене (theol. gr. 336) (табл. 211–214), изготовленной около 1077 года в столичных мастерских специально для Кёльна.

На боковых стенках вырезаны многочисленные сцены из библейской истории Иосифа: мелкие живые фигурки отличаются от торжественно-репрезентативных изображений переднего плана. Схожи с ними не полностью сохранившиеся на спинке кафедры сцены из евангельского цикла. Большое место в убранстве этого замечательного памятника занимает тончайший растительный орнамент, который окаймляет сцены и фигуры: в завитки виноградной лозы вплетены вазы, птицы и животные.
Мозаические иконы