Искусство  Итальянского Возрождения Импрессионизм

Художественные стилевые направления в искусстве

Стремление к "культуре деталей" от монументальных витражей до тончайших изделий ювелирного искусства, придавало стилевую цельность жизненной среде эпохи модерна, которую нельзя спутать ни с какой другой.

 Импрессионизм (франц. impressionnisme от impression — впечатление)  — в конкретноисторическом значении течение французской живописи последней трети XIX в. Весной 1874г. группа молодых художников живописцев: К. Моне, О. Ренуар,  К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега. П. Сезанн. Б. Моризо, проигнорировав жюри официального  Салона, устроила собственную выставку. Всех этих очень разных художников объединила  общая борьба с консерватизмом и академизмом в искусстве. Импрессионисты провели

восемь выставок, последнюю — в 1886г. Этим десятилетием собственно и

исчерпывается история импрессионизма как художественного течения, после

чего каждый из  художников пошел своим собственным путем (см.

постимпрессионизм).

  Одна из картин, представленных на первой выставке «независимых», как

сами  себя окрестили художники, принадлежала К. Моне и называлась

«Впечатление. Восход солнца». В появившемся на следующий день газетном

отзыве на выставку критик Л. Леруа всячески издевался над отсутствием

 «сделанности формы» в картинах, иронически склоняя на все лады слово

«впечатление» (impression),  будто бы заменяющее в работах молодых

художников подлинное искусство. Современный мир перенасыщен конфликтами и катастрофами, глубинная причина которых — столкновение людей, исповедующих различные культурные ценности. Это может быть религиозная рознь, стремление автономий приобрести независимость, борьба финансовых групп. Исследуя мотивы подобных конфликтов, всегда можно найти различия духовных ценностей у конфликтующих сторон, ибо в противостояние вовлекаются группы людей, воспринимающие чужую культуру как нечто враждебное, а способствуют согласию те, которые понимают равноценность любых проявлений духовности и культуры. Против ожидания, новое слово, произнесенное

в насмешку, прижилось, поскольку оно как нельзя лучше выражало  то общее,

что объединяло всех участников выставки — субъективное переживание  цвета,

света, пространства. Стараясь максимально точно выразить свои

непосредственные впечатления от вещей, импрессионисты, освободившись от

традиционных правил, создали новый метод живописи. Его суть состояла в

передаче внешнего впечатления  света, тени, рефлексов на поверхности

предметов раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму

в окружающей световоздушной среде. Импрессионистический метод стал, таким

образом, максимальным выражением самого принципа живописности. Живописный

подход к изображению как раз и  предполагает выявление связей предмета с

окружающей его световоздушной  средой. Сущность импрессионистического

видения природы и ее изображения  заключается в ослаблении активного,

аналитического восприятия трехмерного  пространства и сведения его к

двухмерности, определяемой плоскостной зрительной  установкой, по

выражению А. Хилъдебранда, «далевым смотрением на натуру»,  что приводит к

отвлечению изображаемого предмета от его объемноконструктивных,

материальных качеств, слиянию со средой, почти полного превращения его в

«видимость», внешность, растворяющуюся в свете и воздухе. Не случайно П.

Сезанн позднее называл лидера французских импрессионистов К. Моне «только

глазом».

  Эта «отстраненность» зрительного восприятия приводила также к

подавлению «цвета памяти», т. е. связи цвета с привычными предметными

представлениями и ассоциациями, согласно которым небо всегда синее, а трава

зеленая. На картинах импрессионистов в зависимости от рефлексов небо может

стать зеленым, а трава синей. Моне, а за ним К. Писсарро и Ж. Сера первыми

в истории живописи начали писать траву в тени синим кобальтом, а на солнце

золотистой охрой..  Законам зрительного восприятия здесь приносилась в

жертву «объективная правдоподобность». Сера с восторгом рассказывал

 всем, как он открыл для себя, что оранхе. вый прибрежный песок в тени

— ярко. синий. Так в основу  живописного метода был положен принцип

контрастного вое. приятия дополнительных цветов.

Абсолютизация зрительного подхода к изобразительному искусству сделала импрессионистов «фанатиками зрения»,  приносящими в жертву оптическому методу разнообразное содержание художественного творчества. Для художника импрессиониста по большей части важно не то, что он  изображает, а важно «как». Объект становится только поводом для решения чисто  живописных, «зрительных» задач.

 Вместе с «коричневым тоном» старых мастеров и презираемых академистов импрессионисты отбросили и всю глубину живописи, ее душу как выражение трансцендентного устремления к пространствен, новременной бесконечности и заменили ее внешним, поверхностным смотрением на предмет, абстрагируя его от всех смыловых связей. Вот почему вместе с наступлением импрессионизма «душа живописи отлетела»

Содержание  понятия «импрессионизм» намного шире названия течения французской живописи последней трети XIX в. Как творческий метод, система мироощущения и самовыражения  художника «импрессионизм», вероятно, всегда присутствовал в истории искусства  задолго до появления этого слова.

 И все же, после французских импрессионистов мир живописи стал иным. Художники уже не могли писать постарому. Прав был Волошин, утверждавший, что мы воспринимаем мир «глазами своих живописцев»  Однако изменения мировосприятия, сыгравшие столь роковую роль для всего развития  искусства XX в., не были отрешением от условностей изобразительного искусства.

Эжен Делакруа – французский живописец. Крупнейший представитель прогрессивного романтизма. Учился в 181622 в Париже. Выступил как смелый новатор с полными напряжённого драматизма картинами на современные, исторические, литературные темы, воплощая в них сильные, мужественные характеры, большие чувства, свободолюбивые идеалы. Внёс в живопись необычайную выразительность цвета, богатство полутонов и рефлексов, свободную, импульсивную манеру письма. Общественным событием становилось появление таких картин Делакруа, как ”Данте и Вергилий”, “Резня на Хиосе”, глубоко жизненная трагическая сцена из борьбы греков против турецкого ига, “Свобода на баррикадах,” в которой символический образ свободы окружён фигурами реальных участников революции 1830 года.

 Романтизм (франц. romantisme), идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18 – начала 19 вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки старого миропорядка, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

В 1898 г. Дягилев устроил в Петербурге выставку русских и финских художников. По существу это была первая выставка художников нового направления. Затем последовали другие вернисажи и, наконец, в 1906 г. - выставка в Париже "Два века русской живописи и скульптуры". "Культурный прорыв" России в Западную Европу произошёл благодаря усилиям и энтузиазму
стиль модерн