Искусство  Итальянского Возрождения Импрессионизм

Художественные стилевые направления в искусстве

Общепринятый "набор" декоративных мотивов и предметов прикладного искусства в интерьерах русского модерна роднил между собой скромные квартиры людей "среднего достатка" и жилые покои дворцов и богатых особняков, создавая иллюзию демократичности этого стиля.

Маньеризм всегда свидетельствует о вырождении одного и скором  пришествии нового стиля. Наиболее ярко эта его роль проявилась в Италии, где маньеристические тенденции предвещали рождение Барокко. У. Вёлырлин писал о том, что не случайно Маньеризм получил такое мощное развитие в Италии, где «культ пластики обнаженного  тела был особенно развит... В движении фигур у

Леонардо и Микеланжело... каждое мгновение грозит перейти в искусственность

и манерность» . Дж. Вазари  критиковал живопись итальянского кватроченто

словами «aspro a vedere» (итал.  «жестко для зрения»), имея в виду,

вероятно, строгую тектоничность и скульптурность в трактовке формы раннего

флорентийского Классицизма. В работах И. Грабаря можно заметить некоторую декоративность. Картинное изображение, теряя пространственность, становилось, по сути дела, плоскостным. Плоскостность живописи мелкими мазками, которые выглядят расположенными на одной плоскости, моменты декоративности появляются и в работах К.Коровина начиная с 1900 года.

 Впервые термин «maniera» стал приобретать особое значение в середине

XVI в. у венецианских живописцев, которые употребляли его с оттенком «новая

манера» (итал. «maniera nuova») для обозначения стиля работы современных

художников в отличие от старшего поколения. Дж. Беллини, Джорджоне, Тициана

(см. венецианская  школа). В этом смысле термин «манера» означал

положительную оценку нового,  оригинального, своеобразного в искусстве,

выходящего за границы классической традиции.

 Впервые после Ренессанса с таким трудом достигнутая гармония

содержания  и формы, изображения и выражения стала распадаться изза

чрезмерного развития  и эстетизации отдельных элементов, изобразительных

средств: линии и силуэта,  красочного пятна и фактуры, штриха и мазка.

Красота отдельно взятой детали становилась важнее красоты целого. Этот путь

неизбежен для эволюции форм любого художественного стиля (см. неостили), но

величайшая по своим художественным достижениям эпоха Возрождения создала и

выдающийся Маньеризм. Нарушение классической гармонии сопровождалось и по

 "Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Л.: ОГИЗ,

1934, с. 94.

 исками новых, иных способов организации отдельных изобразительных

элементов. Эта  тенденция получила в итальянском искусстве название

«форцато» (итал. forzato — принужденный, насильственный). Оца заключалась в

гиперболизме, выражении  чрезмерного, крайне напряженного действия,

движения, никак не мотивированного  содержанием: сюжетом, темой, идеей

изображения. Отсюда странная, непонятная для воспитанного на классическом

искусстве зрителя, дисгармония форм, деформация фигур, кажущихся в картинах

маньеристов надуманными, жеманными и даже уродливыми. Однако за всем этим

стоят определенные исторические закономерности, придающие  искусству

Маньеризма вполне «законный статус» художественного стиля.

В архитектуре Италии второй половины XVI в. Маньеризм проявился в произвольном  смешении и алогичном использовании элементов различных ордеров, романских и готических  архаизмов. Разрушение строгой, логичной связи элементов ордера, присущей классической  системе, можно было бы назвать эклектичным и нехудожественным, если бы не новые,  пусть и алогичные, композиционные принципы, которые заключались, прежде всего,  в смене тектонического формообразования пластическим.

Маньеризм проявился и в итальянской скульптуре, главным представителем которой в конце XVI в. был Б. Челлини Его произведения при всей их кажущейся классичности отличаются дробностью формы, одинаковым вниманием ко все деталям без учета их отношения к целому, чего не было у его великих предшественников Донателло, Микеланжело.

Культура XIX века в целом развивалась ещё в границах рационалистической модели модерна. Вместе с тем, появился ряд новых тенденций, которым предстояло полностью реализоваться уже в XX столетии. К ним относятся: - демократизация культуры- повседневная жизнь стала частью культурной жизни общества, быстро расширилась сфера жизненного бытования искусства; во-вторых, в доступности результатов культурного творчества все большему кругу людей, благодаря развитию системы образования, появлению средств массовой коммуникации (газеты), публичных музеев, регулярных общедоступных выставок; - новые схемы интерпретации культуры без рационального корня (например, концепция "вечного возвращения" у Ф. Ницше); Заимствование приемов и принципов неевропейского искусства. Этот стиль оказал влияние не только на искусство, но и на повседневную жизнь, поведение, манеру одеваться. Причем в контрастных проявлениях: с одной стороны, дендизм, меланхолия, постоянная ирония, с другой - открытость жизни, идеал здоровья.
Эксперименты со стеклом, теряющим прозрачность и хрупкость, приобретающим видимую тягучесть, вязкость, упругость, поиски выразительных сочетаний формы, линий и цвета в фарфоре и керамике, широкое введение кованой меди, смальты, майолики, эмали в отделку люстр и часов, мебели и каминов, посуды и женских украшений, изощренные силуэты дамских нарядов, словно повторяющих текучие контуры драпировок и их орнаментику, - все это придавало совершенно особый характер интерьерам модерна
стиль модерн