Античное искусство Романское искусство Барокко

Художественные стилевые направления в искусстве

В решении пространства интерьеров модерна появляются акцентированные композиционные центры - камины, лестницы, светильники, линии стыка панелей стен или потолка, декоративные скульптуры или живописные панно.

 Ионийский стиль проникал в Афины в течение длительного времени  с берегов Малой Азии через острова Эгейского моря не без влияния эолийског) и крг.томикенского искусства. Ионические волюты, зофорный фриз и, наконец, кариатиды  — все эти элементы ионийского искусства уже были известны ранее в построенной  ионяками острова Сифнос сокровищницы в Дельфах. В ионической колоннад исчезает  всякое выражение сопротиз.чекия

силе тяжести. Колонны стоят стройными тесными рядами, свободные от зидиыых

усилий. Архитравы и фронтоны становятся предельно легкими. Зсс это создает

ощущение приподнятости и праздничной легкости. Глаз уже кс различает работы

конструкции. Непрерывная лента фриза и архитрав,  расчлененный на три

ступгни, маскируют конструктивное значение этих элементов,  в отличие от

чередующихся триглифов и метоп дорического ордера, которые  его

подчеркивают. «Дорический стиль расчленял энергично, воспринимал

конструктивно, ионический ищет мягких переходов и декоративного изящества».

 Смена дорийского стиля ионийским в античном искусстве представляет

собой истерическую параллель  перехода гегемонии от Спарты к Афкнаы.

Спартанцы были воплощением древнего дорийского духа Эллады, ефинянг — более

подвержены ионийскому влиянию. Пластическая свобода фронтонных композиций в

Век Перикла совершенно разрушила тектонику ранней греческой архитектуры.

Появление кариатид в Эрехтейоне Афинского Акрополя _ лучше всего завершает

давнее стремление греков сделать колонну как можно более пластичной, легкой

и изящной — до тех пор, пока ее не отставили совсем и не заменили наиболее

подходящей для этих целей  формой человеческой фигуры. Нечто похожее

происходило и в античной вазописи. В формах я росписи ваз целесообразная,

конструктивная выразительность постепенно  заменялась пластической,

живописной. Только один пример: в чашахкиликах черноигуркого стиля ножка и

емкость строго расчленены. Внутри место, где  прикрепляется ножка,

отмечалось маленьким кругом. Но постепенно, в период  вытеснения

чернофигурного стиля росписи краспофигуркык, этот круг стал утрачивать свою

тектоническую функцию, увеличивался в размерах и затем  окончательно

превратился в обрамление сложных сюжетных изображений, ставших  одним из

наиболее ярких примеров античной декоративной росписи. Подобный  переход от

тектонически связанной формы к пластически свободной составляет  главную

тенденцию развития античного искусства во всех его видах.

В эпоху Александра Македонского преобладающее значение  получает еще более деструктивный стиль — коринфский. Ведь коринфская капитель — это изображение в камне корзины  или букета с листьями гкакта, на которые опереть ничего нельзя. Знаменитый Памятник Лисикрата (334 г. до н. э.} — типичный пример абсолютно нефункционального и, с  конструктивной точки зрения, ложного архитектурного сооружения, рассчитанного  лишь на внешнее впечатление монументальности.

 Античные  живописцы пользовались всего четырьмя красками: желтой, красной, белой к черной, но не потому, что были равнодушны к цвету. Пестрая раскраска зданий и статуй свидетельствует  как раз об обратном. Скорее и здесь сказалось осязательное отношение к форме и игнорирование пространственных задач.

 Вместе с тем, античная  скульптура принципиально геометрична. Б. Фармаковский отмечал, что «греческое искусство всегда до известной степени — искусство геометрическое... античная классическая скульптура — это высшая стадия развития геометрического стиля, присущего грекам  еще с архаических времен. Греческое искусство выросло из геометрического стиля,  и по своей сути этот стиль никогда не менялся»

Весьма примечательно, что в лучших статуях античности головы — совсем не самые главные части фигур, они трактованы точно так же, как, скажем, рука, бедро, стопа. Это застывшие маски, которые вследствие своего отвлеченного  геометрического характера не только не несут характерных этнических или психологических черт, но даже не имеют явных признаков пола.

 Несколько иной характер имело искусство Древнего Рима, прежде всего архитектура. Существует упрощенный взгляд, что римляне в области искусства все переняли у греков и не  создали ничего своего. Действительно, они с легкостью и мудрой практичностью заимствовали  культурные достижения завоеванных стран

Московская ювелирная школа была более живописна и тяготела к прямым ассоциациям с декоративными мотивами чистого модерна, почерпнутыми не только в графике, но и в архитектуре, иногда мели почти прямые аналогии в рисунке металлически узоров балконных решеток, лестничных перил. Начало нового этапа русской живописи связано с творческим объединением "Мир искусства". В конце 80-х годов XIX в. в Петербурге возник кружок гимназистов и студентов, любителей искусства.
готический стиль