Античное искусство Романское искусство Барокко

Художественные стилевые направления в искусстве

Петербург может претендовать на то, что там появились самые ранние постройки в стиле "нового искусства", то именно в Москве в период строительного бума на рубеже веков этот стиль получил наиболее яркое выражение.

 Итальянское возрождение (итал. rinascimento, фран. renaissance  — возрождение) — переломная эпоха в развитии итальянского и мирового искусства XV XVI вв. Художники того времени возрождали античные формы, но вкладывали в них  иное, новое содержание. Слово «возрождение» впервые употребил в 1550г. итальянский художник Дж. Вазари, автор «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Он

назвал возрождением деятельность итальянских художников начала XVI в. после

долгих лет упадка в период «средневековья и варварства». Для  этого имелись

основания, say, как главным в то время казалось открытие  и возрождение

античных традиций, противопоставление античного эстетического  идеала

готическому. Другое название этой эпохи «ренессанс» — вошло в научный

обиход в 1855г., когда под этим заглавием вышла книга французского ученого

Жюля Мишле. В 1860г. был опубликован труд известного швейцарского историка

искусства Я. Буркхардта «Культура Возрождения в Италии». Буркхардт разделил

эту эпоху на ранний этап и «Высокое возрождение», а также отделил ее от

предыдущей эпохи — средних веков и последующей — Барокко. Дальнейшее

развитие концепции  отличий эпохи Возрождения от Готики и Барокко

принадлежит X. Вёлъфлину, М. Дворжаку, О. Бенешу.

 Дж. Вазари в своей знаменитой книге утверждал,  что падение Римской

империи повлекло за собой период забвения, отмеченный  господством

«истощенного и устаревшего греческого» (т. е. византийского)  стиля и

«испорченный» расцветом готического — нефункционального, неестественного,

необоснованно усложненного, в то время, как «хорошие» картины и скульптуры

(имеются в виду античные) остава лись неизвестными и скрытыми. Вазари

писал также о «пелене, которая заволокла умы людей» и которая неожиданно,

то ли божьей милостью, то ли под воздействием звезд, спала и художники

вдруг увидели  истинно прекрасное. «Подлинное пробуждение и возрождение

началось в Тоскане... Люди, в том числе и художники, возвращались к своему

естественному состоянию» . Вазари определил суть художественного метода

Возрождения: природа— это  «образец», а древние — «школа». Поэтому

творческие открытия художников Возрождения «были все частью почерпнуты из

собственного воображения, частью из виденных ими останков»2.

 Писателигуманисты (от лат. humanitas — образованность)  этого же

времени про

 Г а р э н Э . Проблемы Итальянского Возрождения.  М.; Прогресс,

1986, с. 35. 2 Там же, с. 36.

 тивопоставляли старое — античное и новое — «варварское» готическое

искусство. Но античность представлялась им не образцом для подражания, а

стимулом для творчества. Высказывания  многих художников Итальянского

Возрождения проникнуты идеями «соперничества  с древними». Стремление к

обновлению было предпосылкой Классицизма — нового  мышления с аллюзией на

римскую античность. Средневековые художники также обращались к классике, но

они, по мнению людей Возрождения, ее извращали.  Необходимо было вновь

обрести античную красоту, восстановить прерванную  связь времен. По

выражению Л. Балла, «средневековый мир искажал не только  классиков, но и

христианство», и он предлагал «объединить требования религиозной  реформы с

восстановлением классической традиции» .

Вопреки устаревшим представлениям, резко разграничивающим искусство средневековья и Возрождения, на многочисленных примерах можно видеть, как идеология Итальянского Возрождения буквально «вырастает» из христианского средневековья

  Прекрасный человек эпохи Возрождения  — не бесстрастное гармоничное тело, стасоту которого, как это было в эпоху греческой классики, может лишь исказить выражение чувств и мыслей. Все искусство Итальянского  Возрождения пронизано размышлениями о Божественной красоте и иудрости в устройстве мира. Оно было очень земным и одновременно возвышенным. 

 Постепенно, с распространением идей гуманизма о подражании природе и возвеличивании человека, художники стали осознавать,  что самой прекрасной формой в природе является человеческое тело. Именно здесь  «древние» стали образцом. Изображение человеческой фигуры в скульптуре и живописи становилось все весомее, материальнее. 

Художники  Итальянского Возрождения, в отличие от своих предшественников, средневековых мастеров, стали искать Божественную красоту не в небе, а на земле, стремились понять Божественное через земное, да к тому же, отождествив его с красотой античных  форм. Это было невозможное сочетание. Отсюда вся неустойчивость, скоротечность  и даже трагизм эпохи Возрождения. 

Византийские влияния достаточно сильно ощущались на всей территории Италии и даже в творчестве художников римского классицизма. Так, в VIII IX вв. получил широкое распространение  тип «римской» иконы Богоматери Одигитрии (греч. Odighitria — Путеводительница,  или Наставница), пришедший из Византии через италокритскую школу.

Так, в итальянской скульптуре постепенно формировалось особое чувство формы, пластическое качество, так ярко отличавшее итальянское искусство XV XVI вв. от искусства Северного Возрождения Германии и  Нидерландов. На севере развивались традиции орнаментальности, декоратиеизма и  графического начала, в Италии — объемность, пластичность формы.

Ренессанс даже не коснулся подлинной античности — где уж было ему понять ее и «возродить». Абсолютно полоненное литературными впечатлениями сознание флорентийского кружка  пустило в ход это соблазнительное название — возрождение античности... в архитектуре... все античные детали ничего не значат, сами по себе, если они самим способом их применения выражают нечто неантичное». 

 Принципиально новым было и использование мотива аркады, не имевшего прототипов в античном искусстве. Греки вообще не использовали арку, римляне не опирали импосты арок непосредственно на колонны. Брунеллески, а за ним и другие, смело использовал чисто арабский принцип, вероятно, приняв его за античный, связав в единую конструкцию колонну и арку.

Архитекторы и художники, работавшие в стиле модерн, дерзко ломали привычные представления и нормы, добиваясь наибольшего эстетического эффекта. В моду входили бледные пастельные тона. Колоссальное значение в архитектуре модерна придавалось отделке. Часто один элемент, например изогнутый завиток, многократно повторяясь, становился доминантой оформления - его использовали и в железной решетке ограды, и в светильниках, и в дверных ручках, и в барельефах и фризах.
готический стиль