Античное искусство Романское искусство Барокко

Художественные стилевые направления в искусстве

Модерн рассматривал человека шире, чем раньше, - как существо социальное и биологическое одновременно, подвластное в равной мере разуму и темным бессознательным силам.

 Рокайль, рококо (франц. rococo — вычурный, причудливый от rocaille — скальный от roc — скала, утес). Рококо — оригинальный художественный стиль,  выработанный в искусстве Франции первой Половины XVIII в. То же, что стиль ЛюДовика  XV, так как совпадает с временем Правления этого короля (17201765). Роко — один  из самых известных «королевских стилей». Происхождение его назвачия и основных форм тесно связано с Понятием «рокайль».

 В 1736 г. французский ювелир и резчик пр дереву Ж. Мондон «Сын»

опубликовал

 альбом гравированных рисунков под названием «Первая книга форм рокайль

и картелль». Картелль (франц. cartelle от carte — карта, свиток бумаги) —

№. же, что картуш —  элемент, знакомый по искусству Барокко. Но слово

«рокайль» было тогда новым. Еще в XVII столетии во Франции вошло в моду

украшать парковые павильоны — гроты, стилизованные под естественные пещеры,

грубо обработанными камнями,  лепными украшениями в форме раковин,

переплетающимися стеблями растений,  ассоциирующимися с темой моря и

атрибутами морского бога Посейдона. Эти  ассоциации усиливались многими

фонтанами и водоемами, разбросанными по регулярным паркам времен Людовика

XIV (см. «Большой стиль»). Постепенно  форма раковины стала основным

декоративным мотивом, который и называли словом rocaille от roc — скала,

камень, грот. Однако такая раковина существенным  образом отличалась от

орнаментального мотива эпохи Ренессанса. Она трансформировалась  от строго

симметричной, почти точно копирующей натуральную раковину «морского

гребешка», к более динамичной, барочной. К началу XVIII столетия форма

раковины узнается уже с трудом — это, скорее, причудливый завиток с двойным

Собразным изгибом.  Поэтому и слово «рокайль» начинает обретать более

широкое значение — странная, причудливая форма, не только раковины, но и

вообще все извивающееся, вычурное, неспокойное; сокращенно иронично — «ро

коко». Так родилось название нового стиля.

 Иногда стиль Рококо определяют как последнюю, кризисную фазу развития

Барокко. Это верно лишь в том смысле, что хронологически Рококо следует за

Барокко. Но стиль Барокко не получил широкого распространения во Франции,

точно так же как Рококо — в Италии. Барокко, по существу, итальянское

явление,  связанное как с Классицизмом, последовательным усложнением

классицистических  форм архитектуры Итальянского Возрождения, так и с

идеологией католической  контрреформации. Напротив, в «Большом стиле»

искусства Франции XVII в. господствовал светский Классицизм в соединении с

национальными традициями  Готики и лишь в небольшой степени элементами

заимствованными у стиля Барокко. И Рококо, и

 Барокко насыщенны и декоративны, но если барочная пышность  напряжена,

динамична, то рокайльная — нежна и расслаблена. Вместе с тем,  есть и

переходные, гибридные формы «барочнорокайльного» стиля. Однако в  целом

французское Рококо более связано с формами «Большого стиля» Людовика XIV и

стиля Регентства мчала XVIII столетия.

 В главном Рококо противоположно  всей предшествующей эпохе. Если

предыдущие художественные стили складывались в архитектуре и только затем

распространялись в живописи, скульптуре, мебели,  одежде, то Рококо, этот

оригинальный плод изобретательности французского гения, сразу же возник как

камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, оформления интерьера,

декоративного и прикладного искусства и практически не нашел отражения в

архитектурном экстерьере. В то же время, будучи камерным, интимным стилем,

он вышел за пределы Франции, и по влиянию  на развитие евро пейского

искусства его можно поставить в один ряд только с Готикой. Если европейский

Классицизм не оригинален и ретроспективен,  поскольку в своих формах

ориентирован на античность, а Барокко выросло из Классицизма, то Готика и

Рококо от начала и до конца — оригинальные явления, не имеющие прототипов в

истории искусства.

Стремление к интимному стилю оформления интерьера после шумной и помпезной эпохи Людовика XIV появилось еще в период Регентства. Центром формирования новой культуры XVIII в. стал не дворцовый парадный интерьер, а салон, быт частного дома. Заправляли французскими салонами женщины, именно они создавали среду, в которой формировалась  новая аристократическая культура со своим языком — изящным, галантным и ироничным,  с определенными правилами поведения.

 Идейной  и эмоциональной основой стиля французского Рококо стал гедонизм и индивидуализм,  сформировавшийся еще в период Регентства, а формой — интимная и игривая грация, «дух мелочей прелестных и воздушных», как определил ее русядай поэт М. Кузмин.  Эстетика мимолетного, неуловимого, изменчивого и капризgoro нашла свое выражение  в жанре «каприз» (франц. caprice — каприз, причуда), отличающегося, однако, от барочного «кауриччи» своей легкостью и веселостью — это всего лишь «красивая миниатюра», пустяк.

Рококо предельно живописна, бегла, почти импрессионистична. Впервые в истории искусства легализованы изображения обваясенного тела в откровенно эротическом смысле, натурщиц в вызывающих  позах, дашь слегка замаскированных с помощью малозначащих атрибутов под Диан и  Венер.

Рококо — один из самых «формальных» стилей, в нем важнее не «что», а «как» делается художником, не что изображено в каждом конкретном случае, д каким образом это оформлено. И в этом Рококо ближе всего музыке. Рококо есть удивительный пример «мнимой пластики»  трансцендентности изобразительных мотивов, являющихся, по существу, музыкальной  организацией форм.

Большую роль в распространении стиля Рококо сыграла орнаментальная гравюра. Жанр орнаментального гротеска, основоположником которого во Франции еще в XVI столетии был Ж.А. Дюсерсо развивался в творчестве художников орнаменталистов эпохи Людовика XIV Ж. Лепотра и Ж. Берена, нашел свое естественное продолжение в период Регентства у К. Одрапа, А. Ватто, а наивысший взлет — в безудержных рокайльных фантазиях Н. Пино, Ж.О. Меиссонье, Д. Маро и Ф. Кювилъе.

Предполагающая равную возможность будущего светлого и мрачного, условно оптимистичная и условно пессимистичная одновременно, она предвосхитила или, вернее, легла в основу новых представлений о характере исторического процесса, сложившихся в среде русской интеллигенции на рубеже столетий. Одно из лучших определений нового отношения к миру и нового самосознания личности дал А. Блок: "Оптимизм, свойственный цивилизованному миру, сменился трагизмом, двойственным отношением к явлению, знанием дистанции, уменьем ориентироваться".
готический стиль