Античное искусство Романское искусство Барокко

Художественные стилевые направления в искусстве

Модерн рассматривал человека шире, чем раньше, - как существо социальное и биологическое одновременно, подвластное в равной мере разуму и темным бессознательным силам.

 Архитектура была главным формообразующим фактором готического стиля. Мебель, предметы церковной утвари из позолоченного серебра, дерева и слоновой кости повторяли в миниатюре композицию архитектурных сооружений и их декоративных  деталей. Таковы, в частности, архитектонические дарохранительницы, реликварии, небольшие переносные алтарискладни.

 Эпоха Готики была также периодом интенсивного  развития светской

культуры. Именно в это время впервые в истории человечества  культивируются

идеалы духовной любви, возникает лирическая поэзия и музыка,  куртуазное

искусство, отражающее понятия рыцарской доблести, чести, уважения  к

женщине. Развивается искусство светской живописи, появляется портрет.

Поздняя Готика XIVXV вв.— венец средневековья — в архитектуре получила

название «пламенеющей готики».

 Эта стадия в развитии форм готического искусства  была своеобразным

средневековым маньеризмом; она не заключала в себе принципиальных  открытий,

как в прежние времена, а лишь усложняла старые элементы, делая их все более

изысканными и вычурными. Архитектурный декор терял свою объемность,

становился сухим и жестким кружевом на поверхности стен, башен, сводов.

Наиболее характерным примером стиля «пламенеющей готики» стали извивающиеся

наподобие языков пламени башнипинакли с завершениямифиалами, своей формой

давшие название  этому стилевому течению. Позднеготическое искусство

разделилось также на множество отдельных региональных школ и индивидуальных

стилей художников. Выражением этой тенденции индивидуализма и субъективизма

позднего средневековья  является искусство живописцев Джотто и Дуччьо.

Применение этими художниками перспективы, вынесения точки зрения за пределы

картины или фрески как раз  и отражает тенденцию «отстранения» от

изображаемого, позицию наблюдателя. Это была новая, невозможная в раннем

средневековье субъективная концепция художественного

 творчества. Она нашла свое отражение и в новом понимании  скульптуры.

Статуи стали рассчитываться на однуединственную точку зрения  и

воспринимались «картинно».

 Для южнонемецкой, тирольской готики  особенно характерна яркая

полихромная роспись интерьеров и деревянной мебели.  «Перпендикулярная

готика» в Англии полностью скрыла архитектурную конструкцию под орнаментом.

«Кирпичная готика» северных стран акцентировала цветом  декоративные

архитектурные элементы. В изобразительном искусстве усиливались  черты

натурализма. Изображаемые вещи перестали означать лишь «идею вещей»,  а

стали больше напоминать реальные, материальные тела. В этой новой идеологии

искусства  поздняя Готика непосредственно переходила в искусство

проторенессанса,  в котором переплетались религиозный мистицизм и

номинализм, идеализм и натурализм. Готический стиль продолжал развиваться в

эпоху Итальянского  Возрождения и искусстве Сьены, Венеции, Орвьето,

Флоренции, Пизы (см. сьенская  школа; венецианская школа; тосканское

Возрождение;

 флорентийская школа).

 Последнюю кризисную стадию развития стиля  «интернациональной готики» Северной Италии XV столетия часто называют «готическим маньеризмом». В ней особенно сильно проявились экспрессивная надломленность формы,  острая, доходящая до гротеска, графичность, обилие сложных аллегорий, символики, странных, болезненных преувеличений, трансформаций, мельчайшая выписанность натуралистически  трактованных деталей, сверкающих подобно драгоценным камням в живописной оправе.

Признаки готического стиля Сохранившиеся планы и рабочие чертежи грандиозных соборов средневековья (Кельнского, Венского, Страсбургского) таковы, что не только составлять их, но и пользоваться ими могли лишь хорошо подготовленные мастера. В 12—14 вв. были созданы кадры архитекторовпрофессионалов, подготовка которых стояла на очень высоком по тому времени теоретическом и практическом уровне. Таковы, например, Виллар де Онненкур (автор сохранившихся записок, уснащенных обильными схемами и рисунками), строитель ряда чешских соборов Петр Парлерж и многие другие.

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля — они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. Пространство среднего и боковых нефов почти сливается; боковые нефы повышаются, устои занимают сравнительно малое место. Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арочек. Тенденция к слиянию внутреннего пространства сильнее всего проявилась в архитектуре Германии, где многие соборы строились по зальной системе, т. е. боковые нефы делались той же высоты, что и главный.

Особенности проявления готического стиля в разных странах Франция Париж стал в позднее средневековье уже не только фактической столицей государства, но и общепризнанным центром его культурной жизни, в нем насчитывалось около ста цеховых организаций ремесленников, среди которых не последнее место занимали каменщики и ваятели, а число жителей к концу XII в. достигло почти ста тысяч, что было тогда беспримерным. Основанный в 1215 г. Парижский университет стал центром средневековой учености, в котором значительную роль играло пробивавшееся сквозь церковную схоластику стремление к точным наукам.

Англия Различие в отношении высоты к длине между памятниками английской готики и французской (да и вообще материковой) сыграло решающую роль во всем развитии английского зодчества в позднее средневековье, зодчества, которому мы обязаны множеством замечательных памятников. Какова же была причина такого различия? Завоеванная норманнами, принесшими с материка уже сложившуюся культуру, британская островная держава была первой страной, перенявшей от Франции вслед за романским готический стиль, который она и переработала на свой лад.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодальноцерковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики, характерны символикоаллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Словарь 

Предполагающая равную возможность будущего светлого и мрачного, условно оптимистичная и условно пессимистичная одновременно, она предвосхитила или, вернее, легла в основу новых представлений о характере исторического процесса, сложившихся в среде русской интеллигенции на рубеже столетий. Одно из лучших определений нового отношения к миру и нового самосознания личности дал А. Блок: "Оптимизм, свойственный цивилизованному миру, сменился трагизмом, двойственным отношением к явлению, знанием дистанции, уменьем ориентироваться".
готический стиль