Античное искусство Романское искусство Барокко

Художественные стилевые направления в искусстве

Единство противоположностей формальной структуры модерна запечатлело и смоделировало самый момент перелома, обозначив собой начало нового этапа в отношении к миру, нового понимания места и роли человека в нем - драматического и диалектического.

 Термин «Барокко» имеет и еще множество иных значений. Своеобразную форму получили элементы стиля Барокко в Англии (см. Реставрации Стюартов стиль; Якова стиль; Анны стиль; Марии стиль. В Германии борьба реформации и контрреформации, с той и другой стороны, также отражалась в искусстве в формах Барокко (см. саксонское  искусство). В эпоху Неоклассицизма и

Просвещения второй половины XVIII в., в частности в произведениях Ж.Ж.

Руссо, Барокко считалось проявлением  дурного вкуса и «искажением правил

истинно прекрасного искусства». Затем, на рубеже XVIIIXIX вв., в связи с

утверждением идей Романтизма, начинает  господствовать точка зрения,

согласно которой, наряду с классическим может  существовать и иное

искусство. Как крупный исторический художественный  стиль Барокко было

впервые рассмотрено в книге Г. Вёлъфлина «Ренессанс  и Барокко» (1888). В

тоже время, многие исследователи, в том числе и Вёльфлин,  понимают термин

Барокко шире, как романтическую тенденцию «преображения  форм». Поэтому

часто говорят о прохождении «фазы барокко» в историческом развитии любого

художественного стиля. «Античным барокко» называют динамичный,

экспрессивный эллинистический стиль скульпторов пергамской школы IIIII вв.

до н. э. Существует термин «эллинистическое барокко», которым определяют

особенности архитектуры Малой Азии II в. н. э., где стирались старые

границы классической греческой, западной латинской и «варварской» восточной

культуры .

 Совершенно особое претворение стиль Барокко нашел в истории русского

искусства. По мнению Д. Лихачева, «русское барокко» XVII в. «приняло на

себя многие из функций Ренессанса», поскольку «настоящий Ренессанс ранее

так и не сумел  достаточно полно проявиться на Руси»4. Это, в целом,

совпадает и с утверждениями  Н. Коваленской, Б. Виппера о несовпадении

логики развития стилей в русском и западноевропейском искусстве XVIIXVIII

вв.s Отсюда достаточно условные  названия стилей «голицьмского» и

«нарышкинского барокко» по отношению к архитектуре Москвы XVII в., а также

столичного,

 Ч е ч о т И . Барокко  как культурологическое понятие.— В кн.:

Барокко в славянских культурах. М: Наука, 1982, с. 328. " Там же, с. 328

337.

 "Лихачев  Д. Развитие русской литературы. Л., 1979, с. 176188.

 Ковалевская Н. Русское искусство XVIII в. М.Л., 1940, с. 5. Виппер

Б. Архитектура русского барокко. М„ 1978, с. 10.

 но крайне отдаленного от Европы «петровского барокко» начала XVIII в.

На юге России в это же время существовало провинциальное  «украинское

барокко». Совершенно особый вариант «русского барокко» в середине  XVIII в.

создал выдающийся зодчий Ф. Б. Растрелли. Он соединил ордерность

классической  итальянской архитектуры, барочную динамику, орнаментику

французского Рококо и полихромию древнерусского зодчества. В результате

получился совершенно невероятный стиль, который было бы более правильным

называть не Барокко, а «монументальным рококо».

Кнопф Фернан (Гремберген -ле- Термонд, 1857 - Брюссель, 1921) кнопф - по мнению современных критиков, крупнейший бельгийский художник - символист - родился в Арденнах в богатой семье, происходящей из Гейдельберга. Провел детство в Брюгге - городе, отметившем его печатью своеобразной меланхолии. Не окончив юридического факультета, поступает в Брюссельскую академию художеств, где учится у Ксавье Мельри. Пробыв недолгое время в Париже, он восхищен живописью Делакруа, покорен фантазией Гюстава Моро, однако наибольшее влияние на его стиль оказали прерафаэлиты - Берн Джонс, Россетти, Уоттс. По словам Филиппа Жюлиана, это "один из тех редких декадентов, что являются художниками и эстетами". В 1883 году он один из основателей Группы XX В Брюсселе, но выставляется в основном в Париже, экспонирует свои произведения в первом салоне "Роза + Крест". Пеладан становится другом и почитателем Кнопфа, усматривая в его искусстве воплощение своего идеала андрогина, и заказывает ему фронтиспис к роману "Смертный грех". Кнопф примыкает к кружку символистов и дружит с поэтами Жоржем Роденбахом и Грегуаром Ле Руа, иллюстрирует их книги. В своих картинах обращается к темам, созвучным писателям - символистам: одиночество, сфинксы, химеры, города - пустыни. Иногда он напоминает Редона (например, "Спящая муза") или близок к Моро (изображая на картине "Эдип и сфинкс" сомнительные чары женщины - тигрицы). Его творчество не ограничевается живописью - он занимается также скульптурой, пастелью, тонированным рисунком, гравюрой, декоративным оформлением театра " Де ла Моние" в Брюсселе. Многие современники превозносят его талант, однако другие обвиняют его в поверхностности.
От таких элементов убранства, как мебель, драпировки, декоративные лампы, часы и барометры, до общепринятого набора репродукций модных художников в "текучих" резных рамах - на всем лежала неизгладимая печать стиля модерн, терпкий привкус ,в чем-то роднивший между собой массовые ремесленные образцы и произведения подлинного искусства. Именно расчет на быт, повседневность - причина того, что сохранилось не так уж много "музейных", законченных образцов этого стиля в декоративно-прикладном искусстве.
готический стиль