Античное искусство Романское искусство Барокко

Художественные стилевые направления в искусстве

Единство противоположностей формальной структуры модерна запечатлело и смоделировало самый момент перелома, обозначив собой начало нового этапа в отношении к миру, нового понимания места и роли человека в нем - драматического и диалектического.

 В то же время архитектура раннего римского Барокко, на первых  порах сохраняла симметрию фасадов и элементы классического ордера, лишь усиливая их вертикализм и живописность. Недаром замечают, что она во многом близка архитектуре  императорского Рима. И, в тоже время, композиции римских барочных церквей с их  базиликальным планом и высокими, симметрично расположенными башнями поразительно напоминают готические. Наступление эры

Барокко означало возвращение романтики  архитектуре христианских храмов.

После центрических построек Ф. Брунеллески  и Браманте, совершенно не

соответствующих религиозной духовности — капелла  Пацци или Темпьетто

меньше всего ассоциируются с храмом,— происходило возрождение

средневекового стиля.

 Характерно, что в эту эпоху многие романские церкви переделывались  в

барочные, так как казались недостаточно выразительными, но готические

оставались в неприкосновенности, поскольку и Готику, и Барокко объединяет

экспрессия, пафос пространства и живописное отношение к плоскости стены. В

моду входили «тревожные силуэты». Стены перестали восприниматься как опоры,

мощные пилястры,  собранные в пучки, создавали впечатление колебания

поверхности стены, то  отступающей, то выдвигающейся вперед. Единое,

безудержное движение всех частей ордера делало его подобным фантастической

скульптуре. Колонны из  опорных столбов стали превращаться в струящиеся

кверху «потоки формы», капители потеряли тек

 Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993, т. 1, с. 454.

 тоническое значение разделения несущей и несомой частей архитектурной

конструкции. Колонны собирались в группы по дветри и устанавливались на

высокие пьедесталы. Наконец, появились совершенно деструктивные витые формы

колонн. Характерно, что в архитектуре итальянского Барокко ренессансный

принцип модульности как основы рациональной гармонии пропорций был снова

заменен готической  триангуляцией — отвлеченными геометрическими

построениями на основе треугольника, символа «божественной гармонии». Это

особенно заметно в творчестве Ф. Борpomuhv,  Не случайно его постройки

современники называли «готическими».

  Многим стало казаться, что архитектура Рима начала терять былое

равновесие. Тектоника квадровой кладки ренессансных палаццо уступила место

пластическому принципу свободно вылепленного объема. Фасады становились

вогнутыми, как  бы вбирая в себя окружающее пространство. Фронтоны

разрывались посередине  и украшались огромными картушами, карнизы стали

колоссальными, они причудливо  изгибались или раскреповывались. Все это

делалось с целью создания ощущения  движения, свободного роста формы с

расчетом на эффекты светотени, зрительно  усиливающей скульптурность

фасадов. Архитектура слилась со скульптурой,  статика уступила место

динамике, тектоника — пластике. В этом отношении  показательно широкое

распространение истинно барочной формы волюты, изобретенной  Брунеллески в

декорации фонаря купола флорентийского собора (см. Итальянское

Возрождение).  Волюта одинаково динамична во всех направлениях, она

связывает вертикаль  и горизонталь, верх и низ, центр и периферию. В

архитектуре, как в музыке эпохи Барокко, главная тема обрастала побочными

вариациями, становящимися  не просто украшением, а игравшими важную

композиционную роль. Эта формальная  полифония создавала многомерный,

пространственный, динамичноконтрапунктический  образ, основной темой

которого оставался все тот же классический ордер.

Модерн- первый стиль в искусстве, дизайне и архитектуре, который спроектирован для всех элементов предметной среды. Все виды искусства пропитаны этим стилем. Об этом свидетельствуют активная деятельность художников и архитекторов, поиск выразительных "формул" стиля, т. е. линейных и цветочных композиций. Изменения в культурной жизни общества. Началось в романтизме,его основная тенденция - культ воображения и страстей, интерес к средневековью, экзотическим культурам Востока, излюбленными образами мятежного художника и героя, "выпадающего" из реальности. Вторую тенденцию можно обозначить как начинающийся кризис ценностных оснований классической европейской культуры, что нашло отражение в явлениях нигилизма и декаданса. Символом надлома классических традиций в европейском искусстве на рубеже XIX - ХХ вв. стал декаданс (франц.decadence, от поздне лат. decadentia - упадок), у истоков которого стоял французский поэт Шарль Бодлер.
От таких элементов убранства, как мебель, драпировки, декоративные лампы, часы и барометры, до общепринятого набора репродукций модных художников в "текучих" резных рамах - на всем лежала неизгладимая печать стиля модерн, терпкий привкус ,в чем-то роднивший между собой массовые ремесленные образцы и произведения подлинного искусства. Именно расчет на быт, повседневность - причина того, что сохранилось не так уж много "музейных", законченных образцов этого стиля в декоративно-прикладном искусстве.
готический стиль