Античное искусство Романское искусство Барокко

Художественные стилевые направления в искусстве

Примерно к тому же сводится различие в созданных зодчеством классицизма и эклектики, с одной стороны, и модерном, с другой, моделях социальной действительности. Для модерна опять-таки наиболее созвучной оказалась пронизанная диалектическим подходом философская концепция истории, развитая Достоевским.

 Романтизм (франц. romantisme от лат. romanum римский от Roma — Рим) — одна из двух, наряду с Классицизмом, основополагающих тенденций художественного мышления. Однако исторически сложилось, что этим словом стали называть широкий  круг самых разных явлений. В конце XVIII в. романтическим или «романическим» называли  все необыкновенное, фантастическое, то, что происходит «как в романах». Романтическая,

возвышенная поэзия считалась тогда единственно достойным видом искусства.

Но существовало и другое толкование термина: романтическое — это искусство

романских народов,  преимущественно средневековое, которое

противопоставлялось классическому,  античному. Французское слово «roman»

первоначально означало литературные  произведения, написанные не на

классической латыни, а на вульгарных, народных  наречиях. Поэтому под

романтическим искусством сначала понимали искусство  средневековья, включая

Возрождение, не выделявшееся в особую эпоху. Об искусстве и художниках Современное название «роман» —

драма для чтения,  чаще любовная история, композиция и стиль которой

отклоняются от классических правил. Отсюда же происходит и слово романс

(франц. romance, ст. франц. romanz).

 С происхождением слов «роман», «романс» связано осознание романтики

как  свойства человеческой души. Понятие романтики шире романтизма.

Романтические чувства, мечты, романтический поступок — это всегда нечто

возвышенное, благородное, бескорыстное, не связанное ни с каким расчетом и

потому восторженное, оторванное от реальности и устремленное к некоему

туманному, несбыточному идеалу.

 Хорошо известно следующее высказывание В. Белинского, который в слове

«романтизм» видел, прежде всего романтику. «Романтизм... таинственная  почва

души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные устремления  к лучшему

и возвышенному... Романтизм есть ни что иное, как внутренний  мир души

человека, сокровенная жизнь его сердца... и поэтому почти каждый  человек

романтик...» . В этом смысле романтика и романтизм существовали  и будут

существовать всегда. Романтика — смутное ощущение бесконечности  мира,

времени и пространства. Романтическое сознание — непременное свойство

всякого духовно развитого человека. Вместе с тем это глубоко личное,

субъективное,  религиозное, интимное переживание непознанного,

таинственного. На протяжении  жизни человека романтика как определенная

мечтательная тенденция умонастроения  ищет своего выражения в различных

действиях, в том числе и в художественной деятельности.

 Романтика, безусловно, является основой Романтизма в искусстве.

Романтическое мироощущение может проявляться в самых разных художественных

направлениях, течениях и стилях. Романтизм свойствен искусству вообще и

является неотъемлемой  основой художественного сознания. Но в различные

исторические эпохи мечта  об идеале прекрасного, недостижимого в

действительности принимает различные  формы. Немецкий философромантик Ф.

Шлегель говорил, что и «обращение к  античности порождено бегством от

удручающих обстоятельств века» 2.

  Благодаря всепроникающему романтическому началу художественного

творчества, Романтизм не только противостоит Классицизму, но и связан с

ним. Многие художники были подлинными романтиками Классицизма: А. Мантенья,

Н. Пуссен,  К. Лоррен, Дж.Б. Пиранези, П. Гонзага и многие другие.

Романтиками были  Рембрандт и апологет академического классицизма Ж.Д.

Энгр. Поэтому существует даже такой термин «романтический класси цизм».

Романтизм и Классицизм все время «шли рядом» и только во Франции g начале

XIX в. их пути стали расходиться  Поэтому в более узком, конкретно

историческом смысле, под Романтизмом часто  понимают определенное

художественное направление конца XVIII — начала XIX  вв.. сторонники

которого сознательно, про граммно противопоставляли свое  творчество

Классицизму XVII и второй половины XVIII вв. Многие считают,  что Романтизм

как художественное направление оформился впервые в английской  живописи еще

в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики Классицизма  и пейзажного

стиля английских садов. В 1790х гг. новаторство живописной  техники Т.

Гейнсборо положило  начало течению «питтореск», или «пикчуреск» (англ. picturesque — живописный). Этим термином обозначали живопись романистов К. Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У. Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский  пейзажный стиль в парковом искусстве,— типичный Романтизм, отражавший стремление  к естественному, стихийному ощущению красоты в природе.

Идеи романтизма закономерно возникают на почве неудовлетворенности действительностью,  кризиса идеалов Классицизма и рационалистического мышления, стремления уйти в  мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Как ни в каком другом "направлении искусства, художникиромантики убеждены, что их направление — единственно верный путь.

Таким образом, Романтизм в искусстве — чрезвычайно емкое понятие, включающее различные исторические художественные стили: Готику и Барокко как выражение романтического христианского  сознания, романизм как идеализированное, романтическое изображение античности  и итальянской природы, отчасти Неоклассицизм, ведь воспоминание классики также романтично, Неоготику — парафраз средневековой романтики и все иные неостили:  «неоренессанс», «русский стиль», руссковизантийский, мавританский, «индийский»,  «тюркри»...

Романтизм живописен.  Живописец романтик Э. Делакруа заметил, что «Великий Пуссен, художник философ...  придавал идее несколько большее значение, чем того требует живопись... впадал  в некоторую нарочитость...

 Несмотря на общность  хронологических рамок романтического движения начала XIX в., в каждой из европейских стран оно протекало посвоему. В Италии, на родине названия этого направления, Романтизм развивался в русле традиционного римского Классицизма и деятельности  живописцев иностранцев: нидерландцев, французов, немцев, называвшихся вот уже несколько столетий романистами. Во Франции Романтизм как художественное направление  вырос из сентиментализма, или преромантизма эпохи Просвещения.

Модерн в декоративно-прикладном искусстве. Широкая популяризация стиля модерн путем распространения рекламы, разнообразных плакатов, этикеток, вывесок, иллюстрированных и модных журналов, а также массовое производство стекла, фарфора,мебели, тканей, дамских украшений способствовало тому, что за короткий срок он приобрел небывалую популярность в самых широких слоях, "окрасив" собой повседневный быт и создав иллюзию приобщения к искусству у многих никогда доселе над этими вопросами не задумывавшихся людей.
готический стиль