Античное искусство Романское искусство Барокко

Художественные стилевые направления в искусстве

В решении пространства интерьеров модерна появляются акцентированные композиционные центры - камины, лестницы, светильники, линии стыка панелей стен или потолка, декоративные скульптуры или живописные панно.

 Романское искусство (франц. Romanesque, исп. romanico, нем. Romanik от лат. romanum — римский) — обобщающее название различных памятников: второго после раннехристианского периода развития искусства западноевропейского  средневековья (см. средневековое искусство). Термин «романский», появился в начале  XIX в., когда историки и художникиромантики, открыв для себя искусство раннего средневековья заметили, что архитектура этой эпохи внешне напоминает древнеримскую.  Романская эпоха — время возникновения общеевропейского

архитектурного стиля. Ведущую роль в этом процессе играли народы Западной

Европы. Формирование  западноевропейской романской культуры изза

непрерывных войн и переселения народов происходило позднее, чем на Востоке,

в Византии, но протекало более  динамично. Главная особенность романской

эпохи — открытость внешним влияниям. «Византия обратила античное искусство

в схемы, которые все более застывали по мере того, как падали ее силы.

Между тем в Западной Европе выдвинулись народы, для которых средние века

стали классическим периодом их искусства...  Испания и галлия были

колонизованы еще в греческую эпоху, вся область Рейна  со времени Цезаря

была, быть может, главным центром римского провинциального  искусства, даже

Венгрия, ставшая сборным пунктом для всех племен со времени  переселения

народов, не могла избегнуть римского влияния» .

История зарубежного и русского искусства Итальянское Возрождение

 Особый импульс  развитие романского искусства получило в период

правления франкской династии  Меровингов (486751). Известный историк А.

Тойнби отмечал, что «франкский  режим Меровингов был обращен лицом к

римскому прошлому», поскольку в то  время в общественном сознании

«единственно возможным целостным iiyis.pssrsSAfc.bina  римская империя»2.

Интересно также, что первые франкские короли после падения столицы Западной

Римской империи признавали почетное верховенство Константинополя,  но

сохраняли структуру позднеримской администрации. На территории Европы,  в

Галлии, Южной

 Франции в изобилии остались памятники архитектуры  древних римлян:

дороги, акведуки, крепостные стены, башни, цирки, храмы. Они были настолько

прочны, что продолжали использоваться по назначению.  В соединении

сторожевых башен римских военных лагерей с греческими базиликами,

византийским  орнаментом и готскими шатрами возник новый «римский»—

романский архитектурный  стиль. Он характеризовался простотой и

целесообразностью: вертикальные стены, горизонтальные перекрытия, башни и

своды. Строгая тектоничность и функциональность почти полностью исключила

изобразительность, праздничность  и нарядность, отличавшие архитектуру

греческой античности.

 Орнаментика романского искусства, большей частью заимствованная на Востоке, основывалась на предельном обобщении, геометризации и схематизации изобразительного образа.  Во всем чувствовалась простота, мощь, сила, ясность. Романская архитектура — характерный  пример рационального художественного мышления. Одна из архитектурных форм раннего  романского искусства — центрическая купольная постройка, композиция которой берет  свое начало от Пантеона, построенного сирийцем в 118 125 гг. н.э. в Риме, и развитая в дальнейшем в баптистерии в Равенне и дворцовой капелле Карла Великого в Аахене.

Характерно отсутствие какой либо определенной программы в  размещении декоративных мотивов: геометрических, «звериных», библейских —  они перемежаются самым причудливым образом. Сфинксы, кентавры, грифоны, львы игарпии мирно уживаются рядом. Большинство специалистов считает, что вся эта фантасмагорическая фауна лишена символического смысла, который им часто приписывают, и имеет преимущественно декоративный характер.

Новые импульсы  получило развитие романского искусства  в период правления Карла Великого (768814, см. Каролингское Возрождение) и в связи с основанием в 962 г. «Священной  Римской империи» Оттоном I (936973). Архитекторы, живописцы, скульпторы возрождали  традиции древних римлян, получая образование в монастырях, где в течение столетий  бережно сохранялись традиции античной культуры.

Как в монументальной, так и в станковой живописи Пюви де Шаванн пренебрегает законами перспективы и изображает эфирные фигуры в ярком дневном свете. В декоративных композициях он стремится достичь цветовой гармонии между живописью и камнем, придавая небу оттенок слоновой кости или используя "вневременное" золото в духе так называемого византийского стиля (золотой фон, иератические образы): Фландрен следовал ему в "Христианских Панафинеях", а Пюви во фризах Пантеона. Постепенно он совсем отказывается от светотеневых эффектов. Фигуры обретают эфирность, а матовые краски создают ощущение сновидения. Отсюда упреки в том, что художник, "к несчастью, усвоил систему упрощенного изображения и произвольного выбора цвета, лишая свои фигуры подобия реальности". Он не ставит задачи передать фактуру и объем; критикуют и его пренебрежение к деталям. Питая отвращение к историческим сценам, Пюви отдает предпочтение сюжетам священного характера, позволяющим говорить о вере, чистоте, одиночестве.
Московская ювелирная школа была более живописна и тяготела к прямым ассоциациям с декоративными мотивами чистого модерна, почерпнутыми не только в графике, но и в архитектуре, иногда мели почти прямые аналогии в рисунке металлически узоров балконных решеток, лестничных перил. Начало нового этапа русской живописи связано с творческим объединением "Мир искусства". В конце 80-х годов XIX в. в Петербурге возник кружок гимназистов и студентов, любителей искусства.
готический стиль